Чтобы не стыдно было смотреть в глаза

опубликовано в номере №852, ноябрь 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Открытое письмо комсомольцев ГУМа ко всем молодым работникам советской торговли

ГУМ – это целый город. Настоящий город с населением в несколько тысяч человек, с улицами, переулками. Есть даже центральная площадь с фонтаном. Тысячи, сотни тысяч людей проходят каждый день по улицам и переулкам нашего торгового города.

А давайте представим, сколько человек заходит ежедневно во все магазины страны! Ведь, наверное, почти каждый человек обязательно да зайдет в магазин, будь то наш ГУМ или торговая палатка на Крайнем Севере. Неважно, что он купит – лачку сигарет или телевизор. Ho можно сказать, что с теми или иными покупками повседневно сталкивается каждый.

Когда-то должность продавца считалась профессией «третьего сорта». Родилась даже поговорка: «Не обманешь – не продашь». Но навсегда ушло время купцов и приказчиков. В торговлю ежегодно приходит около ста тысяч молодых работников. Можно без преувеличения сказать, что почти всем им чужда старая, прогнившая мораль стяжателей и жуликов. Но, к сожалению, все мы знаем и другое: есть еще в торговле люди, которые позорят имя советского продавца, мешают нормальной работе, развращают молодежь. С волнением прочитали мы, комсомольцы ГУМа, в разделе «Трибуна «Смены» статью «Расплата за смелость». Действительно, жестоко поплатилась за честность и принципиальность молодой продавец Надя Рубашкина.

Один на один пришлось ей столкнуться с матерым жуликом – завмагом Лаптевой. «В торговле надо уметь работать», – говорила та молодым продавцам. И только намного позже раскрылся подлинный смысл этих слов. Для Лаптевой они означали уметь воровать.

Надя вступила в борьбу с завмагом. Но никто из ее товарищей по работе не рискнул выступить против Лаптевой и ее покровителей. А как известно, от трусости до предательства – один шаг. И подруги-комсомолки Анна Редзель и Валентина Головатова предали

Надю. Лаптева вышла сухой из воды. Но надолго ли? У лжи короткие ноги, говорят в народе. В наше время на подлости и лжи далеко не уедешь. Остановят.

История продавца Нади Рубашкиной из поселка Шолоховский, Ростовской области, взволновала всех нас.

«Могло ли такое произойти у нас?» – спрашивали мы друг у друга. Когда-то раньше, вероятно, могло. Но не сейчас. Сейчас категорически нет! Потому что сама жизнь, сама действительность повседневно изживает все пороки, все язвы прошлого. Нет, не найдется сейчас у нас таких равнодушных, а попросту предателей и подлецов, которые окружали Надю.

Правда, в нашем коллективе, как и во всяком другом, не все тишь да гладь. Но каждый молодой продавец стремится к новым, коммунистическим нормам советской торговли, и эти нормы каждодневно входят в нашу жизнь.

Одним из основных зол торговли является сейчас взятка.

Бывает так: хочет человек купить себе, к примеру, хороший костюм. Ходит по магазинам, ищет. А такого, как ему хочется, не находит. Но стоит ему в разговоре с иным продавцом намекнуть, что за «благодарностью» дело не станет, как (моментально появляется перед ним костюм – тот самый, о котором он мечтал, который искал повсюду. И незаметно перекочевывают из ладони в ладонь деньги – «за услугу».

А бывает и так, что обычное внимание к себе покупатели рассматривают как особую заинтересованность продавца, как своеобразный намек. Некоторые покупатели считают себя просто обязанными «отблагодарить» продавца, всучить ему «на чай». Конечно, нечестный человек, человек, не дорожащий своей профессиональной честью, примет такое «вознаграждение», не моргнув глазом.

Но настоящий советский продавец смотрит «а взятку как на личное оскорбление. Он обязательно сделает такому покупателю соответствующее внушение, да так, чтобы навсегда отбить у него охоту к «благодарностям» подобного рода. Так, в частности, поступили недавно наши товарищи – молодые продавцы Валя Деева и Таня Андронова.

Или возьмите другое зло, которое, к сожалению, встречается еще в некоторых магазинах. Привезли, например, на склад товар, пользующийся повышенным спросом. Смотришь, а за прилавок попала едва третья его часть. Почему? Да просто работники магазина распродали его своим друзьям и знакомым. Всему этому пора положить конец.

Говорят: «Хорошая нива только у коллектива». Это верно. Если коллектив сильный и дружный, то он сумеет переделать любого нечестного человека. И у нас немало примеров, подтверждающих это.

Три года назад пришел в ГУМ двадцатилетний Володя В. Устроился на склад телевизоров. Работал, как и все. Собирался поступить в институт. В то время был большой спрос на телевизоры, и Володя видел, как иногда кое-кто из работников его секции, пользуясь случаем, брал взятки. Сначала Володя старался не замечать этого, а потом не устоял перед соблазном, и в его руке оказался конверт со взяткой.

Володя был задержан работником ОБХСС. Учитывая чистосердечное раскаяние парня, его простили. Но Володю мучило презрение к самому себе. Он ушел из ГУМа, ушел из дому и целый месяц жил где-то за городом у сестры. Это был тяжелый месяц, месяц мучительных переживаний. Суров был суд его собственной совести: ошибку надо исправить там, где ее совершил. И Володя упросил принять его в ту же секцию телевизоров.

С виду, казалось бы, ничего не изменилось в парне. Но в душе человека произошел перелом. Он стал требовательным и беспощадным не только к себе, но и к другим. Постепенно пришло уважение. И сейчас Володя не только отличный работник, но и активный комсомолец, студент вечернего отделения Института народного хозяйства имени Плеханова.

А вот другой пример.

Игорь П. пришел работать в ГУМ совсем мальчишкой. Ему помогали, его учили, надеялись, что он станет настоящим советским продавцом. Но когда Игорь стал работать самостоятельно и приобрел опыт, он пристрастился к выпивке, бросил учебу в техникуме.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены