Иван Маркович стал выздоравливать, зашел как-то в школу, посидел у нее на одном уроке, потом на другом. Казалось, хмурится старый учитель, не очень доволен. А он после звонка здесь же, в классе, обнял ее за тонкие плечи:
— Отличным, девочка, математиком будешь. Меня, старого, за пояс заткнешь.
Люба зарделась от похвалы и сказала:
— Очень интересный предмет — математика. Очень!
Это я узнал позже. А здесь, в библиотеке, с пристрастием допрашивал Любу. Мне нужен был конфликт.
— Вспомните, Люба,— умолял я.— Возможно, было такое: пропала вдруг книга, и какой-нибудь скептик брюзжал: «Все растащат». А оказалось, что эта книга случайно...
— Не было,— отрезала Люба.— И скептика не было.
— Или, может быть, нерадивый студент взял книгу и забыл про нее и забросил. А общественный библиотечный совет повлиял на нерадивого, перевоспитал... Припоминаете?
— Не припоминаю,— покачала головой Люба.— Ведь каждый сам, собственноручно себя в библиотеку записывает. Понимаете? Как бы берет обязательство. Добровольно!.. Да поговорите со Стречнем: может, он какой-нибудь конфликт вспомнит.
— Стречень, Стречень! — почти кричу я.— Где он, ваш Стречень?!
— В швейную мастерскую пошел,— спокойно объясняет Люба.— Там костюмы готовят к вечеру самодеятельности.
Мастерская тут же, при общежитии. Самые обыкновенные девушки, светловолосые и чернявые, смешливые и застенчивые, склонившись над машинками, пели про рушничок. Обыкновенные ли?
Помните Веру Павловну Розальскую из романа «Что делать?» В середине прошлого века она организовала кооперативные мастерские, построенные на социалистических принципах. Чернышевский писал, что Вера Павловна — «человек обыкновенный», только она «идет впереди». Люба Хищенко, Светлана Мельник, Аня Васильева, Надя Меняйлик тоже «идут впереди».
...Все началось с разговора о модах.
— Представьте себе, девчата, что живем мы при коммунизме,— размечталась Люба Хищенко.— Сшила я платье. И вдруг — фасон вышел из моды. Проблема! Разорвать новое платье на тряпки? Абсурд! По-моему, бережливость и при коммунизме должна остаться.
Девчата согласились: да, бережливость останется. Потому что без разумного отношения к вещам не достичь изобилия.
— И никакой проблемы здесь нет,— нахмурила брови Аня Васильева.— Перешей, как нравится,— и дело с концом.
Аня шить-то умела. И Люба, и Света, и Надя Меняйлик — до поступления в педагогический они работали на швейной фабрике. Но не всякая студентка может этим похвастать. О ребятах и говорить нечего: не исколов пальцев, пуговицы не пришьют. Й девчата решили: машинки в институте есть — хорошо! Берем их под персональный контроль, чтобы работали, как часы! Далее. Научить шить всех желающих. И парней, разумеется: из мужчин выходят неплохие портные. И такой пункт приняли: если товарищ или подруга попросят что-нибудь сшить, не отказывать.
Так в Одесском Мединституте открылись бесплатная швейная мастерская и своеобразный факультативный курс: кройка и шитье. Комсорг Борис Стречень ходил довольный.
— Понимаете, почему это здорово?! — говорил он девчатам.— В институте швейному делу не учат. А учитель обязан уметь все, совершенно все!
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Тема труда в молодой поэзии