В четырнадцать-пятнадцать лет ребята начинают постепенно отвыкать от ТЮЗа. А в двадцать – все реже ходят в театр. Многие наши периферийные театры (и в тех городах, в которых есть ТЮЗы) не пользуются любовью зрителя, особенно молодежи.
Если бы в ТЮЗе ребята убеждались, что театр – это настоящее, большое, серьезное искусство, то с каждым годом росло бы число людей, в жизнь которых театр вошел прочно. И тогда гораздо легче решались бы многие проблемы нашего сценического искусства, в первую очередь проблема воспитания зрителя.
А начинаются все эти проблемы именно с четырнадцати-пятнадцатилетнего юного зрителя. С возраста, в котором он из ребенка становится взрослым, сознательным человеком.
В четырнадцать лет его принимают в комсомол. Уже с этого времени он берет на себя большие и почетные обязанности члена ВЛКСМ, главное из которых – борьба за утверждение коммунистических идеалов. И никто не делает ему скидки на возраст. Он читает об обязанности «бороться с пьянством, хулиганством и нетоварищеским отношением к женщине». И поэтому ему необходимо знать, а что такое товарищеское отношение к женщине. Ему нужно знать все, что необходимо для воспитания чувств человека коммунистического общества.
Кто поможет ему в этом?
Школа? В ее стенах говорить о существовании мира чувств почему-то считается почти неприличным, преподаватели, рассказывающие о последних достижениях в исследовании атомного ядра, теряются при произнесении слова «любовь». Школа еще далеко не достаточно занимается воспитанием чувств. Да ей одной, без помощи искусства, это, пожалуй, и не под силу.
А среди искусств, выполняющих эту задачу, одним из первых должен стать театр. Театр юного зрителя.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.