– А вот этот?
– Гимнаст...
Когда же очередь дошла до меня, она замялась, а потом брякнула:
– Циркин муж...
Я до сих пор не знаю, вышло ли это у девочки случайно или кто-нибудь поднатаскал ее... Общий хохот подбросил меня с места, как взрывная волна. Я рванулся к выходу, чтобы сейчас же уехать из города, из цирка, надолго, навсегда... Но в коридоре на меня кинулся директор:
– Молодой человек! Вы любите цирк?
Не успел я ответить, как он обратился вторично:
– А Варвару вы любите? Я проглотил изрядную
порцию воздуха, но допрос продолжался:
– Вы хотели бы работать вместе с ней?
– Где? –наконец-то вы-
давил я из себя не слишком уместный вопрос.
– В цирке, разумеется, а не в Академии наук! –И, не дав мне опомниться, директор приказал: – Идите к инспектору манежа. Скажите, что я прислал...
Из разговора с инспектором я понял, что в цирке не хватает униформистов. В тот же вечер на меня натянули зеленый камзол с золотистой отделкой и вытолкнули на ярко освещенный манеж. В руках у меня оказались грабли, которыми я вместе с другими деятелями арены принялся разравнивать тырсу. Руки мои дрожали, и манеж покрывался немыслимыми зигзагами. Затем я стал придерживать веревочную лестницу, по которой поднималась на свой аппарат воздушная гимнастка. К сожалению, у меня застряла в этой лестнице нога, и, пытаясь вытащить ее обратно, я задержал на некоторое время начало номера. Когда же я нес жонглеру стойку с мячиками, то упал и вызвал реакцию более оживленную, чем коверный клоун. И все же, в виде поощрения, инспектор манежа поручил мне по ходу номера подать Варваре меч и кинжал. Варвара была насквозь артисткой и подарила мне за это такой лучезарный взгляд, какого я никогда не зарабатывал дома... Потом, когда я уже освоил специальность униформиста, за кулисы пришел знакомый критик с внуком. Поздравив меня с выбором профессии, критик попросил показать слона.
– В прежнее время, – вспомнил он, – за кулисами всегда демонстрировали животных.
Я встал рядом со слоном, прикованным тяжелой цепью к тумбе. Проходивший мимо униформист сунул мне в руку горсть семечек, и слон, помотав своим хоботом, похожим на пожарную кишку, слизнул их с моей ладони. Я хотел отойти, но не тут-то было! Слон властно положил хобот на мое плечо, ожидая новой подачки. Я начал шарить по карманам, отлично сознавая, что никаких семечек там нет. Слон поднял хобот, но едва я двинулся с места, он снова схватил меня за плечо. Так повторялось несколько раз... Оглядевшись по сторонам, я не увидел никого, кроме критика, у которого от волнения очки полезли на лоб. Внук испуганно прижался к деду. Тогда я начал им громко рассказывать о привычках цирковых слонов, используя создавшееся положение в качестве иллюстрации. На этот шум прибежала Варвара, взяла слона за хобот, будто намереваясь поцеловать его, и выдернула меня из опасной зоны. В общем, все было бы неплохо, но я в конце концов перестал писать!.. У меня часто болели плечи и спина, не слушались пальцы рук и туманилась голова, из которой напрочь вылетело прозвище «кабинетный лирик».
Но вот в одном волжском городе, куда мы с Варварой приехали, униформисты не потребовались. Зато режиссер, слушавший мои стихи в Симферополе, обрадовался. Дело в том, что страна праздновала открытие Волжской ГЭС, и цирк подготовил специальную
программу для стадиона. Все было готово, кроме стихов для парада, и режиссер умолял меня спасти положение.
– А кто эти стихи прочтет? – спросил я.
– Вы! – заявил режиссер.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Репортаж из Уфы пионерской
Заметки о молодых ученых Сибири