Рассказы

Артур Кларк| опубликовано в номере №844, июль 1962
  • В закладки
  • Вставить в блог

Гендерсон увидел его первым и сразу дал всеобщий радиосигнал. Но было уже поздно! Суров лежал лицом вниз; его защитный скафандр беспомощно сморщился. Видимо, он стоял на коленях, когда что-то пробило его спецкостюм. Смерть наступила мгновенно.

Когда прибыл Краснин, мы все еще стояли в молчании, смотрели и отказывались верить своим глазам. Так вот над чем склонился Суров! Оно было около трех футов в высоту – . как будто мяч из ноздреватой зеленой кожи, густо покрытый какими-то усиками и вросший в скалу! Да, вросший! Потому что это было растение! В двух шагах было еще одно, только, видимо, мертвое: оно почернело и сморщилось.

Первое, что я подумал: «Значит, есть все-таки жизнь на Луне!» И тольно, когда в моих ушах зазвучал голос Краснина, я понял, насколько прекрасней была действительность.

– Бедный Владимир! – сказал Краснин. – Мы знали, что он гений, и все-таки смеялись, когда он рассказывал о своей мечте. Подумать только, что величайшее открытие он проводил как внеплановую работу. Владимир покорил Арктику своим гибридом пшеницы, и ведь это было только началом его работы. Он принес жизнь на Луну.

Я стоял в оцепенении, все это казалось мне чудом.

Краснин наклонился над телом товарища, легко поднял его, внимательно осмотрел повреждение – маленькую дырочку там, где костюм соединяется с шлемом, и в недоумении покачал головой.

– Что могло случиться? Ведь не растение же виновато в его гибели?!

Зеленая загадка дразнила нас. И Гендерсон сказал медленно, как бы думая вслух:

– Мне кажется, я знаю, в чем дело. Когда-то я увлекался ботаникой в колледже. Ведь Суров вывел свое растение для лунных условий. А здесь нет ни птиц, ни животных, ни насекомых, чтобы переносить семена. Я думаю, может быть только одно решение – некоторые растения и на Земле часто используют этот способ...

Я вскрикнул. Что-то ударило меня по шлему и отскочило от металлической планки. Удар не причинил никакого вреда, но это было так неожиданно, что я растерялся.

У моих ног лежало семя величиной со сливовую косточку с острым шипом на конце. А неподалеку мы нашли еще одно, которое пробило шлем Сурова. Он, конечно, знал, что растение созрело, но любопытство ученого заставило его забыть об опасности. Я видел, нак в условиях слабого лунного притяжения кактус выбрасывал семена за четверть мили. Суров пал жертвой своего же творения.

...Сегодня широко известен «кактус Сурова». Записи и дневники великого ученого рассказали нам о его экспериментах. Сейчас все жители лунных станций питаются потомками этого смешного кожаного уродца, который достался нам такой дорогой ценой...

Утечка информации

Часто можно слышать, что в наш век поточных линий и серийного производства не осталось места талантливым кустарям, работающим по дереву и металлу, создававшим так много оригинального и ценного в прошлом. Как правило, обобщения неверны. Это – тоже. Такие люди не исчезли, хотя, может быть, их действительно стало меньше. Они занимаются самыми разнообразными, подчас скучными делами, но от этого их талант и умение не умирают. Даже на острове Манхэттен вы найдете этих людей, если, конечно, будете знать, где искать. Они там, где квартирная плата невелика, где только понаслышке знают, что такое мусоропровод. Их тесные, захламленные мастерские прячутся в подвалах и на чердаках жилых домов. Они, может быть, и не делают больше скрипок, часов с кукушками и музыкальных шкатулок, но их изделия по-прежнему оригинальны и всегда непохожи одно на другое. Они не презирают современную технику: на верстаках среди обрезков и поделок можно увидеть вполне современные электрические инструменты. И часто, даже не осознавая этого, в своей работе они опережают свой век...

Мастерская Ганса Мюллера помещалась на задворках заброшенного склада,, на расстоянии хорошего броска камнем от Квингсборского моста. Большая часть здания была заколочена; оно вообще предназначалось на снос. Единственный вход в мастерскую лежал через огромный, заросший сорняками двор, который днем служил местом стоянки автомашин, а ночью местом сбора окрестных бандитов. Они никогда не причиняли Гансу беспокойства, потому что он не вмешивался ни в их дела, ни в дела полиции во время периодических облав и налетов. Мюллер был нейтрален, и это всех устраивало.

Работа, которой занимался Ганс, наверное, сильно удивила бы его баварских предков. А каких-нибудь десять лет назад она, возможно, не меньше удивила бы и самого Ганса.

Все началось с того, что какой-то обанкротившийся клиент расплатился с ним старым телевизором...

Ганс неохотно принял такую оплату, и вовсе не потому, что был старомоден и отрицал телевидение. Он просто не мог себе представить, когда выкроит свободное время, чтобы посмотреть «эту проклятую штуку».

«Ну, ничего, – подумал Ганс. – Я всегда смогу продать его хотя бы за 50 долларов. Но прежде чем я сделаю это, дай-ка посмотрю, что там за программы...»

Руна его потянулась к выключателю, экран вспыхнул, заполнился движущимися фигурками, и... как миллионы людей до него, Ганс Мюллер погиб. Он попал в мир, о существовании которого раньше не знал, в мир сражающихся космических кораблей, экзотических планет и странных рас, в мир капитана Зеппа – командира космического отряда, хорошо известного миллионам американских телезрителей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены