У этого города два лица... Одно лоснится довольством. Пройдите по Рингвэю – главной улице города, и вы его увидите. Сверкают новые здания могущественных компаний – Хэлфорд. Стюарт, Ллойд, Льюис...
А вот другое лицо. Задние улочки. разваливающиеся домишки, дети, играющие в футбол на захламленном пустыре. Это город, где всего три театра и один частный стадиончик. Мы говорим о Бирмингаме. Как же там живут рабочие?
Они называют себя «брумми» – те. кто сделал город известным во всем маре. Купите сувенир в Каире, швейную машину в Буэнос-Айресе, автомобиль в Сиднее – и скорее всего вы обнаружите на покупке старое знакомое клеймо «Сделано в Бирмингаме».
Это город 1500 отраслей промышленности. В городе, который называют родным 1 250 тысяч человек, бьется сердце английской индустрии. Его резкие контрасты разоблачают миф Макмиллана о «богатой» Англии.
Вы молоды и живете. в Бирмингаме. Что вам дает город?
Пусть скажет об этом Сандра Лик, девятнадцатилетняя конторщица: «Я член Лиги молодых коммунистов; раньше входила в молодежный церковный клуб и все свободное время проводила у стоек кафетериев!. Чтобы пройти в клуб, нам приходилось предъявлять билет со штампом, удостоверяющим посещение церкви.
Здесь небогатый выбор работы для девушки: прилавок, фабрика или автобус. У них только одна цель – выскочить замуж. Парни – вот единственная тема разговора. Этот город мертв. Здесь нечего делать, разве что шляться по кино и кафе. В конце недели большинство ребят напиваются или садятся за карты».
Во всем Бирмингаме почти каждый юноша или девушка, которых вы остановите на улице, скажут вам: «Этот город мертв». «Что вы делаете в свободное время?», – спрашиваем мы прохожих.
«Шляемся» –обычный ответ.
Иногда: «Сидим дома».
Вот типичный рабочий район Кинготэндинг. В нем есть клубы. Но они могут принять лишь одного молодого рабочего из восьмерых. Как признают официальные лица, нигде в Англии молодежи не живется так плохо, как в Бирмингаме.
Не думайте, что городские власти не беспокоятся. Правда, они не знают, где найти средства для лучшего обслуживания молодежи, но они предпринимают другие шаги.
Озабоченные увеличением детской преступности, они строят роскошный полицейский центр. У полисменов будут новые квартиры и свой прекрасный клуб. Но если ты не полицейский и собираешься жениться, собери все свое мужество.
2 тысячи квартир в год – таков скромный итог последнего, самого мощного усилия бирмингамских властей улучшить жилищное положение рабочих. По свидетельству депутата парламента Виктора Иетса, список нуждающихся насчитывает сейчас 76 тысяч семей. Так что, если ты сейчас женишься и встанешь в очередь, то получишь жилье через 40 лет.
Нехватка жилья часто порождает ярость.
Расисты из числа друзей правительства намеренно пытаются направить ярость «брумми» против жителей Бирмингема, приехавших из Индии, Пакистана, с Кипра.
Двадцатипятилетний электрик Лерой Меккензи из Вест-Индии говорит: «Расовая дискриминация – одна из главных здешних проблем. И невежество – основная ее причина. Не все понимают, как тягостно для человека обрубить корни, связывающие его с родиной, и поехать в чужую страну, где все твое прошлое и твой цвет кожи против тебя. Найти работу здесь трудно. Даже если у тебя есть специальность, тебе предлагают стать чернорабочим»...
Если вам повезет, вы можете, как многие «брумми», попасть на работу на заводы Остин, где условия сравнительно неплохи. Но и там, как сказал нам двадцатидвух-петний машинист Джек Хинкс, молодежь, особенно до 18 лет. имеет очень низкую зарплату.
Таков Бирмингам, каким его знают молодые рабочие.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.