Сильно и резко пахнет травой и нагретой, но еще не просохшей после четырехдневных беспрерывных дождей землей. Низко летают ласточки, проделывая комплекс высшего пилотажа. И гудит в вышине самолет, исполняя фигуру за фигурой.
Сюда, ниже ста метров, он не спускается. Спустился — приобрел штрафные очки. А попробуй не потерять высоту, входя в перевернутый штопор, когда ориентировка совершенно теряется! Вместо привычного давления на плечи летчика вырывает из кабины, и он повисает на ремнях. При этом надо работать рулевым управлением не как обычно, «к себе», а как раз наоборот — «от себя».
Это тот самый пилотаж, который называют обратным.
Нарисуем одну из его фигур. Представьте вертикально висящую в небе гигантскую восьмерку. По ней взбирается самолет. Он начинает разбег против часовой стрелки. Поднимается. Кабина летчика, его голова — внутрь «циферблата». Это пока что обычный прямой пилотаж. Летчик испытывает обычную положительную перегрузку. Неведомая сила, взяв его за плечи, плотно прижимает к креслу, даже когда он подлетает к «12 часам» первой «баранки» и уже висит вниз головой.
Но вот самолет начинает подниматься вверх дальше уже по ходу часовой стрелки, на вторую «баранку» восьмерки. Кабина и голова летчика оказываются наружу «циферблата». И в этот момент неведомая сила, но уже другая, более злая, начинает вырывать летчика из кабины — действует отрицательная перегрузка, пошел обратный пилотаж.
Состояние не из приятных. Ориентироваться в этот момент в пространстве да еще держать самолет под определенным углом в определенной плоскости, требуемой конфигурацией восьмерки, необычайно трудно. Нужно иметь талант, помноженный на бесконечный труд в небе.
Итак, самолет описал верхнюю «баранку» восьмерки и начинает дорисовывать левую сторону нижней. Кабина опять внутрь «циферблата». Самолет спускается против часовой стрелки. Пилота вновь усаживает в кресло положительная перегрузка. Опять прямой пилотаж. Фигура закончена. Летчик сразу же пошел на другую. Мы рассказали только об одной фигуре. Она называется вертикальная, или кубинская, восьмерка с положительными и отрицательными перегрузками без полубочек.
Объяснять это словами очень трудно, особенно указать на те моменты, когда действуют перегрузки. Летчики, рассказывая, обычно пользуются руками. Но и руки плохо помогают. Самолет лучше.
Кстати, обратный пилотаж для наших спортсменов — дело сравнительно новое. Они начали им заниматься лишь с 1958 года. Но уже добились значительных успехов. Новое дело породило новую технику. Созданный коллективом известного конструктора А. С. Яковлева «ЯК-18П» получил высокую оценку специалистов. Сильная, легкая, маневренная машина...
Как-то во время полуфинала соревнований я пропустил выступление Владислава Лойчикова. Оставалось расспросить, как он летал.
— Можете поздравить,— с сарказмом сказал о себе Владислав.— Одну фигуру завалил. На «колоколе» вместо того, чтобы упасть назад, упал вперед.
— А остальные фигуры?
— Как будто ничего.
В тот день у него был еще один полуфинал — сдача сопромата. Двукратный обладатель кубка имени В. П. Чкалова, серебряный призер второго чемпионата мира по высшему пилотажу в Будапеште комсомолец Владислав Лойчиков — студент третьего курса МАИ.
Сопромат он сдал. И, несмотря на свои опасения и огорчения, в финал все-таки тоже попал. А уж выступил на следующий день Слава просто отлично.
Он был в воздухе и, наверное, знал, что друзья, товарищи по команде, подняв головы, «разговаривали» с ним, «подсказывали», что делать.
— Довернись!
— Теперь можно идти.
— Зачерпнул? — тревожный вопрос стоящих на земле друг к другу.
— Нет. Метров двести высоты!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.