Чтение: Паланик, Кетро, Успенский, Макарцев

Надежда Панченко| опубликовано в номере №1740, октябрь 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

Октябрь 2009

Ч. Паланик. «Снафф», АСТ, 2009.

Певец поколения, бескомпромиссный бунтарь написал, пожалуй, самую свою шокирующую книгу. 600 мужчин – представители разных возрастов, рас и социальных групп – собираются вместе, чтобы участвовать в масштабнейшей порно-драме современности. Касси Райт, списанная в тираж актриса, с помощью беспрецедентных съемок (одна женщина и 600 мужчин) хочет сорвать большой финансовый куш. На это она идет, чтобы обеспечить своего ребенка, от которого отказалась сразу после рождения.

Отцы, толкающие своих детей к разврату и наркотикам; дети, заблудившиеся в поисках хоть какой-то точки отсчета – Паланик рисует неутешительную картину тотального одиночества в попытках заставить жестокий мир обратить на себя внимание. Настолько жутко, что на этом фоне физиологические подробности и детали, которыми пользуется автор для описания порносъемок, явно бледнеют и теряют свою возмутительность.

Марта Кетро. «Справочник по уходу и возвращению», АСТ, 2009.

С данным пособием я знакомилась на побережье Терренского моря, в компании любимого мужчины, умеренных доз алкоголя и полосатого кота – обстановка более, чем располагающая к чтению Мартиных книг. Но увы, друзья: потенциал ЖЖ-юзера martaketro, ставшего на несколько предыдущих – и вполне неплохих, скажу я вам, книжек – настоящим писателем (процесс превращения из новичка в «бывалого» Марта, кстати, как раз затрагивает в своей нетолстой новой книжке – занудно, с претензией на «смешно», но вовсе не остроумно), на «Справочнике» явно взял передышку.

Искусственная растянутость текста, отсутствие привычных для Кетро доз юмора – нечего сказать на целую книгу, вырази себя в коротких постах(!) – огорчило. И вынудило дать совет: если вы любите хорошие книги и г-жу Кетро так, как люблю я, не читайте «Справочник». Почитайте лучше ее свежие посты в ЖЖ.

М. Успенский. «Райская машина», «Эксмо», 2009.

Привыкнув к неизбывному оптимизму автора, его фееричному и очень глубокому юмору, многомерности сюжетных конструкций и динамике развития повествования, трудно освоиться в новом – пессимистичном, угрюмом и плоском – мире Успенского.

Именно в этот мир попадает отшельник Роман Мерлин, который несколько лет прожил в тайге. Мир живет в ожидании Апокалипсиса (Земля должна столкнуться с огромным астероидом). В русском городке Крайске молодежь до смерти забивает «олдей», которые якобы и довели мир до ручки. Население делит места в «лайнах» – очередях на спасительный Химэй, прародину человечества, куда в первую очередь планируют переправить больных и старых...

Плоды воображения Успенского по-прежнему любопытны, но, боюсь, что в погоне за социально-философской глубиной повествование потеряло в живости и последовательности.

Ю. Макарцев. «Недипломат», «Художественная литература», 2009.

Заместитель главного редактора «Российской газеты» опубликовал огромный – в 40 печатных листов – роман. В нем он адресует читателю вопрос: не слишком ли мы низко пригнулись к земле, позабыв о своей космологичности? В 1977 г. корреспонденты «Комсомольской правды» отправляются в ФРГ и Францию, чтобы заменить своих коллег, против которых были сфабрикованы доносы. Новичкам также приходится несладко – они не вписываются в принятые у русских дипломатов за рубежом правила подковерных игр. В «Недипломате» сосуществуют и реальные люди (Хельмут Коль и Герхард Шредер, Леонид Брежнев и Андрей Громыко, Юлиан Семенов и Элла Фицджеральд), и вымышленные герои. Многие из них увлечены софиологией Владимира Соловьева. В духе Соловьева автор и делает итоговое заключение романа: мир враждебен, потому что разрушена Вечная женственность.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Плач на огненном коне

Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!

Унесенная ветром

5 ноября 1913 года родилась Вивьен Мэри Хартли (Вивьен Ли)