Чтение: Медведев, Кивинов, Хольквист, Уэльбек и Леви

Надежда Панченко| опубликовано в номере №1743, Январь 2010
  • В закладки
  • Вставить в блог

Январь 2010

Дмитрий Медведев. «Тэт­чер: неизвестная Мэгги». «Рипол-классик», 2009


Тезка действующего пре­зидента РФ провел немало времени за изучением ан­глийской истории: годом раньше на прилавках по­явилась биография Уинсто-на Черчилля. Что приятно, своих героев он разбирает весьма основательно, при помощи фактов создает до­вольно четкие и убедитель­ные портреты. Без прикрас. Мне всегда нравилась Тэт­чер - за жесткость позиции, пусть даже не самой доброй по отношению к нашей стране; за то, что карьеру эта хрупкая женщина сделала сама; за интеллигентность и ум. Медведев показал дру­гую Тэтчер: закомплексо­ванную троечницу, поме­шанную на власти и стату­се, преуспевшую в политике благодаря партийным раз­ногласиям и замужеству за богачом. А также - ослино­му упрямству, которое ча­сто лишь чудом приводило к нужному для страны ре­зультату. Правда, даже та­кой портрет не отменяет ее действительно серьезных заслуг и вклада в мировую историю.

Андрей Кивинов. «Ночь Накануне». АСТ, 2010


Некий Основатель дает ге­роям - посетителям неболь­шого чата - возможность попасть в любое время и в любое место человеческой истории, чтобы ее испра­вить. Сумеют убедить Осно­вателя в том, что наш мир не безнадежен - Апокалип­сис будет отменен. Автор (вернее, семь авторов, в чис­ле которых назван и Сер­гей Лукьяненко) пытается сконструировать социоло­гическую выборку из совре­менного российского обще­ства, в которую включает невообразимо безмозглую и неопрятную провинци­альную ПТУшницу, чрезвы­чайно совестливого опера, непомерно интеллигентно­го скинхэда, etc. Все они, эти гротескные герои из чата, отправляются в реал. К фи­налу авторов, видимо, так утомляет плетение интриг, что новеллы становятся ко­роче, а сын опера из семи­летнего Лешки превращает­ся в десятилетнего Игорька. В общем, у семи нянек -дитя без глаза. Сидеть в чате компанией, может, и про­дуктивно, а вот писать кни­гу - похоже, не очень.

Нинни Хольквист. «Био­логический материал». «Рипол-классик», 2010


Еще одна фантастическая история, претендующая на оригинальность. Но явно не новая: только у Рэя Брэдбе­ри было, как минимум, два подобных сюжета - «Пур­пурные поля» и «451 по Фа­ренгейту». Что, собственно, не значит, что Хольквист за­нимается плагиатом - про­сто проблема снова встала в полный рост, особенно в Ев­ропе. Неслучайно критики Швеции, Англии и Герма­нии восторгаются книгой, сравнивая ее с творчеством Руссо, Мора и Оруэлла. В антиутопии Хольквиста те, кто не завел детей до дости­жения пятидесятилетнего возраста, признаются «не­нужными» - их насильно забирают в резервацию, где позволяют стареть в достат­ке. До тех пор, пока кому-то не потребуется почка, серд­це или же мочевой пузырь. Доррит не может смирить­ся с тем, что ее «пустят на органы» и отчаянно ищет выход. Но финал смазан, и остается непонятным - дает ли автор надежду или же печально хоронит ее.

Мишель Уэльбек, Бернар-Анри Леви. «Враги обще­ства». «Иностранка», 2009


Лет десять назад я отдала бы за эту книгу руку. А, может быть, даже и глаз. И не толь­ко я - все те, кто искал от­рывки из их романов в лите­ратурных журналах. Потом Уэльбек и Леви появились в России. По отдельности, разумеется. Для перепи­ски меж собой они созре­ли лишь недавно - два ев­ропейских кумира конца ХХ века, определившие вектор развития, по меньшей мере, литературы и философии, вступили в открытую поле­мику. Обсудили кризис куль­туры, преступления «пути-низма», различия между реакционерами и консерва­торами... Удивительно, но в России это издание практи­чески осталось незамечен­ным. Может быть, потому, что людей, способных по­нять и оценить «Врагов» в стране, запоем читающей Донцову и Устинову, стано­вится все меньше? Если так, то это страшней, чем сда­вать бездетных на органы -исключительно потому, что осознать ужасы такой пер­спективы будет попросту не­кому. То есть - нечем.

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте  о российском  императоре Михаиле II, сутки носящем этот титул после отречения своего брата Николая II-го, документальную повесть-воспоминание о великом художнике Илье Глазунове, о жизни и творчестве Константина Бальмонта, о гениальном Гекторе Берлиозе, о великом русском педагоге и актере Михаиле Чехове, окончание детектива Андрея Дышева «Одноклассники» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Неожиданный взгляд на русское кино

Онфлёрский фестиваль российского кино уникален, как минимум, для Европы. Судите сами…

Теодор Жерико

Картина «Плот «Медузы»

«Этажи»

Где живет питерское искусство

в этом номере

От кольца до телефона

Николай Бугров познает мир через вещи

Стивен Ван Дайн. «Маска смерти»

Детектив. Перевод с английского Марины Жалинской