Большим событием в музыкальной жизни, я не побоюсь сказать, мирового масштаба, явилась симфония Шостаковича «1905 год», или, как ее называют, Одиннадцатая симфония. Надо сказать, что она явилась событием и для меня лично. Дело в том, что до последнего времени я не признавал музыки Шостаковича и даже не утруждал себя вообще слушать ее. Но консерватизм мой рухнул, и на его развалинах родилась любовь и уважение к талантливейшему композитору современности.
Вот как я его полюбил. Года два назад я узнал, что Шостакович написал новую симфонию, посвященную событиям первой русской революции. «Наверное, какая-нибудь какофония звуков!» - подумал я.
Первое исполнение симфонии состоялось в Москве под управлением Рахлина, очень уважаемого мною дирижера. Однажды я случайно встретился с Рахлиным. Обрадованный этой встречей, я тут же завел разговор о музыке с моим любимым дирижером. Он очень удивился, что официант так любит и знает музыку. Не скрывая иронии, я спросил: « Ну, и как вам новая симфония Шостаковича нравится?» Рахлин ответил, что это - замечательное произведение. « Ну, уж так я и поверил!» Он говорит мне: « А вы сходите и послушайте». В конце концов я поддался его уговору.
Прихожу в консерваторию, сажусь в кресло. Решил внимательно прослушать, чтобы потом обрушиться с уничтожающей критикой на музыку Шостаковича.
... Рахлин встал на возвышение, сделал едва заметное движение своей палочкой, и... первые же звуки симфонии поразили меня. Симфония длилась пятьдесят минут, и пятьдесят минут меня не существовало для земного мира. А один момент в симфонии просто потряс меня. Мощное звучание оркестра рисовало картину расстрела мирной демонстрации на Дворцовой площади. И вдруг, как бы на полуслове, это звучание оборвалось, и послышались человеческие голоса стройного хорала, оплакивающего ни в чем не повинные жертвы. И до того это было мелодично и вместе с тем непередаваемо, что я стал искать глазами хор. А хора-то и не было! Это плакал оркестр. Тут, признаться, я растерялся. « Так вот он какой, Шостакович!» - думал я после окончания симфонии, когда зал содрогался от аплодисментов. Композитор как-то неловко и смущенно кланялся аудитории, а я сидел обессиленный и никак не мог прийти в себя.
Я много раз уже слышал эту симфонию, знаю ее почти наизусть, но каждый раз, слушая ее, не могу избавиться от напряженной взволнованности первого впечатления.
Наш народ музыку любит. Это бесспорно. Но как много среди нас людей, которым еще неведом чарующий мир музыки! Как же сделать так, чтобы донести до каждого человека музыкальные произведения? Чайковский, Бетховен, Глинка - ведь они творили для нас, мучались, искали наиболее выразительные, доходчивые средства, чтобы пробудить в наших душах любовь к прекрасному, ко всему живому. Но как непростительно робко, а порой и неумело мы воспитываем любовь к творениям великих художников музыки!
В газетах уже много писалось о вопиющем безобразии с выпуском грампластинок с записями классических произведений. До каких же пор их выпуск будет регулироваться конъюнктурными соображениями торговых специалистов?! Это дело нужно передать в более надежные руки. И чем скорее, тем лучше.
Много полезного для любителей музыки делает радио. К сожалению, только для любителей. По-моему, надо так организовать радиопередачи, чтобы заинтересовался музыкой и нелюбитель, то есть надо пробудить любопытство у каждого человека.
Несколько слов о кино. Вот уж где неисчерпаемые возможности для пропаганды музыкальной культуры! Я вспоминаю фильм « Бесприданница» . Авторы фильма решили использовать в нем музыку Чайковского, в основном Пятую симфонию. И как много выиграл от этого фильм! К сожалению, это случается редко. Классическую музыку используют в фильмах лишь тогда, когда фильм повествует о жизни музыкантов или композиторов. В лучшем случае классическую музыку можно услышать в дежурном киножурнале на тему « Уходя из дому, прячьте от детей спички...» . И как правило, кино рассказывает о рассеянных родителях, забывающих на столе спички. В итоге - пожар. И вот горит, полыхает дом в сопровождении волнующей музыки из « Франчески да Римини» Чайковского. Но ведь это же безобразие!
А почему мы мало используем классическую музыку в художественных фильмах? Мне кажется, что в новых фильмах можно и нужно использовать лучшие образцы классической музыки. Это будет очень серьезное и полезное дело.
Итак, читатель, еще не успевший полюбить классическую музыку! Впереди на твоем пути лежит клад, сокровищница, которую невозможно оценить. Мир музыки зовет тебя. Он щедр, и его неисчислимые богатства всегда могут стать твоим богатством. Не проходи мимо него! Не ленись стать миллионером душою!»
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.