Ознакомившись с расположением и назначением сооружений Волховстроя, отметим некоторые усовершенствования и особенности производства его работ. Прежде всего, берега Волхова в месте сооружения плотины грозят размыванием и прорывом подпертых вод в обход плотины. Чтобы предотвратить это - пришлось впервые в России применить, так называемый, способ «цементации водоносных слоев», состоящий в том, что через проделанные бурением скважины нагнетался жидкий цементный раствор, который после отвердения образовывал сплошную стенку в водоносном слое, препятствуя движению воды через вертикальные трещины известняков. Отдельные скважины располагались друг от друга на расстоянии 4-5 сж.
Другим, и весьма интересным по своей новизне и смелости является кессонный способ возведения плотины. Проект этот не только никогда не осуществлялся в России, но и является первой пробой во всем мире в этом отношении, как это свидетельствует горячий восторг и поздравления недавно приезжавшей делегации шведских экспертов и инженеров.
Способ этот (предложенный Главным Инженером Строительства Г. О. Графтио, состоит в следующем: на особых площадках изготовляются большие железо-бетонные полые ящики «кессоны», шириной 7 мтр. и длиной 21,5 мтр., весом около 30.000 пудов. Таких кессонов потребовалось - 10 шт. После отвердевания такой кессон поднимается плавучим краном (см. рис. 3) и в таком виде подвозится к месту работы. После установки кессоны закрываются сверху, накачиваются сжатым воздухом и взрывом скалистого дна реки (внутри кессона) у их острой нижней кромки мало помалу осаживаются на глубину - 2 метр. ниже дна. Затем внутренность кессонов будет заполнена бетоном, а между смежными кессонами будут установлены непроницаемые железные переборки, чтобы, откачав воду из этих промежутков (шириной 7,5 мтр.) производить там бетонную кладку плотины, как на суше. (см. рис 4). Способ этот, помимо гарантии наибольшей срочности работ (около 20 месяцев), дает основания не ожидать во время производства работ непосредственных случайностей, напр., в виде паводков, способных повлиять на ход работ и их стоимость.
Подобным же кессонным способом, но уже «съемными» кессонами (наподобие колоколов со сжатым воздухом) производится работа по возведению 17 опорных быков вышеупомянутой ледозащитной стенки, представляющей собой бетонный мост, имеющий своим назначением задерживать лед и плавающие предметы (см. Заставку к статье).
Наконец, основание под самую станцию строится также на 18 кессонах из железа, образующих как бы стенку вокруг внутреннего фундамента, за которой работы будут производиться, как на суше.
Исполнение основных работ по Волховскому строительству требует, кроме того производства еще целого ряда вспомогательных работ весьма внушительных размеров.
На выполнение вышеописанного проекта использования силы падения р. Волхова и шлюзования его пирогов необходимо затратить: 14 миллионов рабочих дней, вынуть 75.000 кб. сж. грунта, заготовить и употребить в дело 30.000 кб. сж. камня и 20.000 куб. сж. песка, вытесать 8.500 кв. сж. каменной облицовки, заготовить и употребить в дело 350.000 десятипудовых бочек цемента, затратить на металлические и железо-бетонные конструкции 700.000 пуд. железа и употребить в дело до 4 мил. куб. фт. леса. Общая стоимость гидроэлектрической станции и связанных с нею работ на реке Волхове в настоящее время может быть указана лишь приблизительно и выражается примерно в цифре 60 - 80 миллионов золотых рублей.
Приведенные итоги дают возможность понять всю грандиозность такого колоссального предприятия, как Волховстрой, который является самым большим сооружением в настоящее время не только в России, но и во всей Европе.
Что же может дать Волховстрой Ленинграду? Насколько ощутим для городской промышленности тот поток электрической энергии, который станция день и ночь будет посылать в Ленинград? Ответом служат сведения о потреблении электрической энергии промышленностью и населением за последние годы по двум столицам - Москве (приведено для сравнения) и Ленинграду.
В 1913 году потребная максимальная мощность Москвы выражалась в 38 тысяч киловатт 1), в Ленинграде - 30 тысяч. В 1923 году Москва потребляла - 45 тысяч киловатт, Ленинград - 40 тысяч. Как уже упомянуто выше, мощность Волховской станции установлена в 80.000 лош. сил, считая потерю на линии передачи 10% и собственные нужды 5%, получили в самом Ленинграде 68.000 лош. сил или 50 тыс. киловатт. Это показывает, что весь Ленинградский район со всеми заводами, фабриками и освещением в состоянии жить энергией только одного Волховстроя. Если же пустить в ход уже Существующие тепловые электрические станции, то потребление энергии в Ленинграде, после пуска Волховстроя, может быть увеличено более чем в два раза. Дешевая электрическая энергия в Ленинграде произведет своего рода революцию в промышленности района, увеличит ее развитие и удешевит стоимость товаров. Отсюда все колоссальное значение будущей гидроэлектрической станции на Волхове для Северо-Западного Района Союза.
Еще несколько месяцев тому назад поперек Волхова стояли леса и понтоны. Подвоз кессонов еще не был начат. «Генеральное сражение» дано было с 4 по 24 октября 1923 года, когда были благополучно подвезены и спущены 10 кессонов плотины.
Труд, железная воля и энергия победили все препятствия. Бурный Волхов навсегда скован в железобетон. В настоящее время работы на Волхове выполнены примерно на 45%. Наступивший зимний период используется для подготовки дальнейшего наступления весной, после ледохода.
Поэтому, масштаб зимних работ нисколько не будет сужен. Если не встретится никаких неожиданных препятствий, то Волховстрой даст поток энергии Ленинграду в назначенный срок - именно в 1925 году.
Так происходит новое завоевание мощных сил природы: десять тысяч человек упорно продолжают побеждать стихию. И в этом героизме и самоотверженности безымянных тружеников Волховстроя - залог успеха, уверенность в полной и окончательной победе электрификации - победе Волховстроя.
Вспомним великие слова вождя пролетариата, покойного т. Ленина, впервые выдвинувшего идею создания электрических станций, что «без электрификации - нет коммунизма». Вспомним ту энергию и настойчивость, с какой он отстаивал интересы Волховского строительства своей мощной поддержкой и будем надеяться, что Волховстрой напряжет все силы к созданию дивного памятника победы над стихией во имя счастья грядущего человечества.
1) Лошадиная сила = 75 килограммометров или работе, совершаемой при поднятии 75 килогр. на высоту 1 метра в 1 секунду.
2) Объем 700 куб. метров составляет объем 30 товарных железнодорожных вагонов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.