Всю страну исходил и исколесил Василий Васильевич Докучаев, собирая образцы почв и пород.
Всюду, вспоминал он, его преследовали вопросы: «Что такое почва? Что такое чернозём? Чем он отличается от других почв? В чём причина его замечательного плодородия? Какую толщину и какое строение его следует считать нормальным? Каково происхождение чернозёма и какие законы определяют распределение его? Почему его нет на огромных пространствах Северной, Центральной и
Юго - Восточной России?
Как объяснить то обстоятельство, что степь Заволжья, покрытая чахлой полынью и лишённая дернового покрова, рождает лучшую пшеницу в мире, да ещё в таком изобилии?»
И вот как были решены эти задачи Докучаевым.
Характер почвы определяется пятью главными факторами: климатом, составом материнской горной породы, растительностью и животными организмами, особенно низшими, рельефом и высотой местности и, наконец, почвенным, а частью и геологическим возрастом страны. Почва есть продукт не только современного климата, но и климата минувших веков. Там. где недостаток тепла и света препятствовал образованию чернозёма, сформировалась почва северной части России. Иной климат юга породил иную почву.
Докучаев впервые в науке определил почву как самостоятельное естественно - историческое тело, глубоко отличное от горных пород, к которым оно ранее причислялось. Это совершенно особая, самобытная оболочка, формирующаяся в определённых климатических условиях. на определённой геологической основе и управляющаяся по своим законам.
«Почвы и грунты, - писал он, - есть зеркало, яркое и вполне правдивое отражение весьма тесного векового взаимодействия между водой, воздухом, землёй, растительными и животными организмами и возрастом земли...»
Существует извечная закономерная связь между водой, землёй, теплом, светом и воздухом, между мёртвой и живой природой, между растительными, животными и минеральными мирами. А так как все стихии, а также растительный и животный миры непосредственно связаны с положением Земли по отношению к Солнцу, то и в географическом распространении этих почвообразователей как по широте, так и по долготе должны наблюдаться постоянные, строго закономерные изменения.
Покойный академик В. И. Вернадский так охарактеризовал своего учителя В. В. Докучаева:
«...по немногим деталям пейзажа он схватывал и рисовал целое в необычайно блестящей и ясной форме. Каждый, кто имел случай Начинать свои наблюдения в поле под его руководством, несомненно, испытывал то же самое чувство удивления, какое, помню и я, когда под его объяснениями мёртвый и молчаливый рельеф вдруг оживлялся и давал многочисленные и ясные указания на происхождение и характер геологических процессов. совершающихся и скрытых в его глубинах».
Выяснив закономерности, определяющие процессы образования почвы, замечательный русский учёный создал, таким образом, новое учение. связанное с геологией и географией, из которых оно возникло, и в то же время близкое к теории земледелия. Именно Докучаеву принадлежит заслуга создания научных основ современного сельскохозяйственного производства.
«Отношение земледельца к почве, - писал он, - должно основываться не на раз навсегда установленных правилах, а в каждом случае на анализе естественно - исторического состояния и особенностей, присущих данной природной зоне».
Учёный выступил с практическими выводами, ставшими азбукой почвоведения для последующих поколений. Он предложил воздействовать на почву, исходя прежде всего из знания её естественно - исторического прошлого.
Общеизвестно, что представляет собой снегозадержание как средство накопления влаги в почве. Общеизвестно также, как много значит лесонасаждение в степной полосе. Все эти понятия и самые способы борьбы с неурожаями разработаны на основе принципов, сформулированных Докучаевым в его работе «Наши степи прежде и теперь».
Летом 1892 года в различных местах России начался великий эксперимент. Полезащитные лесные полосы были насаждены, и там, где недавно прихотью засухи и буранов земля оставалась полупустыней, возникли культурные хозяйства.
Замечательный эксперимент, проведённый Докучаевым, широко осуществляется в наши дни. На полях Советского Союза миллионы гектаров земли в засушливых районах ограждаются от суховеев полезащитными лесными полосами.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Продолжение. См. «Смену» №№ 6 и 7