Вариант

Рафаэль Гольдберг| опубликовано в номере №1154, июнь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

А «глаза» Уренгоя – озера еще закрыты голубым льдом. Гип Аносов:

– Трасса будет тяжелейшая в стране. Тюмень – Сургут? Та проще. Вот я и думаю: как захватить побольше суши под ЛЭП? Как возить стройматериалы, конструкции по такому сплошному болоту? Как это учесть в проекте? Словом, тут будет одна забота и никакого духовного удовлетворения. Я заранее сочувствую всем, кто станет строить трассу... Постараюсь помочь им, но смогу ли?..

Да, очень дорого – километр вдвое дороже, чем на пути к Сургуту. Место? По-моему, надо выбрать площадку там, где будет сосредоточена энергонагрузка. То есть фактория Ягельная.

...Изыскатели подготовились отлично. Почти безошибочно. Но одна ошибка все же случилась...

– Здесь у нас сейчас аэродром! – Начальник Уренгойской экспедиции Василий Тихонович Подшибякин с ненавистью смотрел на карту, где был нарисован квадратик на правом берегу Пура и стояла надпись: вариант № 1.

...Подшибякин выпрямился во весь рост, нависая над всеми, темнел, наливаясь гневом, как грозовая туча. Его можно было понять: с таким трудом выбрали место под аэродром, столько средств вколотили, ведь все тяжелые грузы для экспедиции идут по воздуху... И вдруг свалились на голову неведомые претенденты на драгоценную площадку! Обмен сведениями с самым информированным в отношении Уренгоя человеком терпел крах на глазах потрясенных типов.. И гипы протрубили «отбой»: они не имели в виду «безусловную ориентацию на ВПП (взлетно-посадочную полосу) Уренгойской экспедиции».

И снова картографический квадрат с поселком Уренгой в центре лег на стол. И опять склонились над ним головы. Вопросы – ответы.

Крутась исходил из непреложного: строить все равно придется. И потому интересовали его подробности.

– Срок навигации на Пуре? Мощность болот? Грунтовые условия? Продолжительность зимника на Ягельную?

А Подшибякин словно сокровищами одаривал: сведения точные, свои, проверенные двадцатилетней работой на Севере. И, наверное, возникло в нем чувство: вот он начинается, наступает день, ради которого работали здесь, в тундре, долгие годы. Но виду не подавал, отвечая сжато, но исчерпывающе:

– Первая баржа приходит к 1 августа, а S сентября погрузку уже заканчивают. Итого 35 дней... Болота небольшие. Зимник стоит четыре-пять месяцев...

Взлет... Посадка. Оппенгейм поднимает вверх руку с картой:

– Товарищи гипы!

От Уренгоя-поселка мы в двадцати километрах, от Ягельной – в пятидесяти. Крутясь возражает:

– Ни тут, ни там. Школа? Больница? Все вопросы...

– Здесь же станция железнодорожная намечается, – утешает Оппенгейм.

– Мы раньше должны свою подстанцию построить, – говорит Крутась и повторяет, словно заклинание: – Зимник... Зимник меня беспокоит.

Гип Овчинников:

– Мы все больше склоняемся к варианту «Ягельная» и сейчас ищем аргументы не за другие точки, а против них...

...Кинофильм «Северные пейзажи. Вид сверху» раскручивается в обратном порядке. Гип Овчинников дает прощальное интервью:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены