Убийство провокатора

Семен Сибиряков| опубликовано в номере №18, ноябрь 1924
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из тюремных воспоминаний

Тов. Семен Сибиряков - член Общества Политических Каторжан, родился в 1888 г. в гор. Кишиневе, Бессарабской губ. в бедной семье. Уже в 1904 году Сибиряков принимает участие в террористическом акте в качестве сигнальщика. В 1906 году был задержан в Одессе по подозрению в убийстве пристава Пашкевича. Был выслан в Вологодскую губернию. В 1908 году был судим и приговорен к 9 - ти летней каторге, но. в виду несовершеннолетия, этот срок был сокращен до 2 - х лет 8 мес. В 1911 году был выпущен на вольное поселение в Иркутскую губ. Работал у чалдона, пилил дрова, корчевал пни, был пекарем, работал на квасном заводе, ходил перевязчиком с телеграфным ремонтом 600 верст, работал в разведке по реке Лене от Витима до Мачи дня постановки рыбно - консервного дела, в Якутии служил приказчикам по закупке и обмену пушнины, разъезжая по Лене, работал кожемяком и чернорабочим при кожевенном заводе Славина в гор. Якутске. Сейчас тов. Сибиряков учится на рабфаке.

Самуил Ройх первый взволнованно сообщил мне: - Привели, наконец, эту гадину - Гофмана.

Мы - политические - сидели в поднавесной башне, занимая нижний и верхний этажи. Когда Самуил Ройх сообщил эту весть всей остальной братии, все срочно обсудили, как относиться к Гофману, и постановили: ни в коем случае не давать ему понять, что его подозревают в предательстве.

Неизвестно было пока, за что и как он арестован, привелили его на основании выдачи его Самуилом Ройх, как сообщника, или за собственное дело. Борис Берков и Иосиф Сафьян были особенно озабочены, держались вместе. По их угрожающим взглядам в сторону С. Ройха чувствовалась угроза:

- Смотри, мол, ты взял по делу товарища, которому мы не имеем основания не верить, и, если окажется, что он должен будет из - за твоего легкомыслия пострадать, не снести тебе собственной головы.

Староста - Михаил Сибов - спустился в контору, и, когда вернулся, сообщил, что Гофмана привели по 21 ст., и что и его посадят в дворянский коридор. Начальник тюрьмы Францкевич ни в коем случае не соглашается посадить его вместе с политическими, несмотря на хлопоты Сибова и настойчивые просьбы самого Гофмана. Одно лишь разрешил Францкевич, допустить Гофмана к нам на башню на свидание. Когда через 10 - 15 минут раздались шаги в коридоре, и надзиратель щелкнул дверной закладкой, все рассыпались по своим местам и приготовились.

Гофман вошел быстро, наружно радостный, пожимая тепло всем руки.

- Как я рад, как я рад, что вас увидел, особенно подчеркнул он, тряся руку своему будущему убийце Борису Беркову.

- Ты как, за что? - участливо спросил его Берков.

- Э, чепуха, по 21 ст. на основании положения об усиленной охране. Обо мне, друзья, не беспокойтесь, подержат две недели, ну, месяц. С меня им взять нечего. Дома несколько раз искали, ничего не нашли. Насилу самого разыскали, я их ловко обходил.

Не особенно сердечно, но все - таки пожал руку Самуилу Ройх. Увидев меня:

- Ах, и ты здесь? Вот не ожидал. Да тут с вами и не почувствуешь тюрьмы. Все свои хорошие

знакомые. Ну и нашумел ваш взрыв на Свечной. Полиция все рыскала. Мы все о вас очень беспокоились. А где Бошоер и Абрам?

Я, чувствовал, что Ройх безусловно сделал правильное заключение, что у Гофмана не чиста совесть. Не хотелось глядеть в его бесстыжие глаза, чтобы не выдать свое презрение. Смотрел ему в плечо. Словно рашпилем по спине прошло от его пожатия. Постарался отделаться.

Через несколько минут надзиратель напомнил Гофману, что ему пора в свою камеру. Пошумев еще немного и поговорив с Сибовым, Гофман собрался уйти.

- Ну, друзья, приналягте на начальника, пусть переведет сюда, что - ж в самом деле буду делать в дворянской? Вам это легко удастся, а мне, сколько я ни просил, не удается.

- Что - ж, попробую еще раз, обещал Сибов. Дверь хлопнула засовом. Шаги удалились. Мы

стали делиться впечатлениями. Мнение большинства было далеко не в пользу Гофмана.

- Юлит.

- Что - то того...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Десять книжек, которые должен прочесть каждый комсомолец

Первый круг чтения молодого рабочего. Составлено политпросветом ЦК РЛКСМ