Инициативные студенческие работы решают задачу, поставленную значительно шире. Приучая к самостоятельному мышлению, к поискам непроторенных дорог, они закладывают фундамент для рождения у будущего специалиста оригинальных идей, которые в дальнейшем могут послужить созданию принципиально новых конструкций.
В этой связи хочется рассказать еще об одном, что узнал я в Московском авиационном институте.
Ни в одном студенческом конструкторском бюро не живется ребятам так трудно, как в конструкторских бюро авиационных вузов. Это выглядит парадоксальным, если вспомнить, что именно студенты-авиаторы были зачинателями всей научной. и конструкторской самодеятельной работы в учебных заведениях. Больше чем полвека назад в Московском высшем техническом училище был организован воздухоплавательный кружок.
Его возглавлял Николай Егорович Жуковский. Именно в этом кружке Б. Н. Юрьев создал свой знаменитый автомат перекоса несущего винта геликоптера, без которого невозможно создание винтокрылых конструкций. Именно в этом кружке в 1910 году был построен летающий геликоптер. Именно там был создан планер, на котором «дедушка русской авиации» Б. Э. Российский совершил легендарный перелет через Яузу. В том самом кружке многие свои выдающиеся открытия сделал А. Н. Туполев, а несколько позже первую радость творчества здесь познавали ныне известные авиаконструкторы В. М. Мясищев и П. О. Сухой.
Никто не станет спорить с тем, что развитие творчества возможно лишь тогда, когда теория претворяется в практику, когда расчеты и чертежи обретают плоть, становясь реальной инженерной конструкцией.
Это безусловно. И тем не менее будущие авиационные специалисты такой возможности лишены. Почему? Может, постройка планера или легкого самолета – дело настолько дорогостоящее, что не по плечу вузу? Может, студенческий проект столь ненадежен, что созданная по нему конструкция обречена на гибель? Обратимся к биографиям самых известных в стране авиационных конструкторов – О. К. Антонова, С. В. Ильюшина, А. С. Яковлева. Все они прошли через самодеятельные студенческие кружки. Там они проектировали и строили свои первые планеры, утверждая основные принципы будущих самолетов.
Почему же сегодня дальше расчетов, чертежей да изготовления выставочных моделей дело, как правило, не идет? Почему руководители авиационных институтов под любыми предлогами препятствуют строительству планеров и маленьких самолетов? Может, есть у них веские аргументы, неведомые нам, «неспециалистам»?
«Смена» спросила об этом Олега Константиновича Антонова. Вот что он ответил редакции в своем письме: «Попытки помешать нашим студентам неправильны и недопустимы».
И тогда мы обратились в МАИ и поинтересовались у профессора Н. А. Фомина, на кафедре которого ребята делали проект оригинального планера «летающее крыло», о судьбе изобретения.
Вот что сказал профессор:
– В проекте много неясностей. Он требует доработки. Проект очень сырой, и строить по нему планер нельзя. К тому же ребята, которые его проектировали, уже закончили институт.
Этот разговор происходил совсем недавно – в феврале 1962 года. Думается, профессор покривил здесь душой. А может, ему изменила память. Ведь именно он, профессор Николай Александрович Фомин, 7 декабря 1960 года подписал протокол заседания кафедры, в котором, в частности, говорится: «Проект экспериментального планера, разработанный по оригинальной схеме «ЛК», представляет значительный интерес, и кафедра считает необходимым рекомендовать постройку планера силами экспериментально-производственных мастерских МАИ».
В своем письме в «Смену» Олег Константинович Антонов писал: «Студент, поработавший в кружке или мастерских над созданием коллективной конструкции и ставший инженером, стоит пятерых, не имеющих таких навыков, а главное, такого энтузиазма, такой любви к делу». Кто же понесет ответственность за то, что ребят из МАИ лишили этих качеств? И почему это сделали? Не потому ли, что, помимо известного риска при испытаниях планера, его проект не похож на проекты современных машин, нацелен не на обычную «практику», а на решение проблем завтрашнего дня? I
Разговор о студенческой исследовательской и конструкторской работе – это разговор о будущем нашей техники. Создание материально-технической базы коммунизма требует, чтобы институты не только увеличили выпуск специалистов высшей квалификации. Важно также и то, какие это будут специалисты: творцы, способные сказать новое слово в технике, или лишь грамотные исполнители чужих идей и мыслей?
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.