Бригада отлично понимала, что тут уже недостаточно силы рук, даже и шести, даже и самых сноровистых... Можно довести до совершенства умение владеть гаечным ключом и, отработав смену, не испытывать особой усталости. Но все равно при сборке, скажем, колпаков, две гайки надо завинчивать с двух заходов. Можно стать виртуозом, работая на тисках, но все равно, чтобы зажать деталь в тиски, надо затратить несколько секунд...
Да, работать надо было по-новому. Бригадир предложил своим товарищам механизировать все, что подвергалось хотя бы малейшей механизации. Зачем пользоваться простым гаечным ключом, если можно применить пневмо-гайковерт? И не обычный, а рассчитанный сразу на две гайки... Зачем вручную крутить винт тисков, если можно заставить работать воздух и зажимать деталь мгновенно?
Сенинцы наметили первый план, наметили с таким расчетом, чтобы, выполнив его за три месяца, поднять производительность труда на десять процентов.
Этот план они назвали творческим. Он и по сей день висит на стене, над верстаком, в простенькой деревянной рамочке. И хотя рядом с ним вывешен уже четвертый творческий план, тот, первый, отпечатанный типографским способом, очень дорог рабочим, потому что это был не только первый их план, но и первый творческий план в стране.
Творчество стало девизом бригады. Менялась оснастка участка, слесари внедрили больше десяти рационализаторских предложений. Они изготовили пневмо-тиски, заменили сборочный стол рольгангом, механизировали нарезку резьбы на корпусах роторов, сконструировали пневмо-гайковерт... Вся эта работа дала удивительные результаты: три слесаря, еще недавно собиравшие в месяц сто, от силы полтораста коробок контактных колец, начали предъявлять контролеру ОТК по триста, а иногда и больше изделий. И не в месяц, а через каждые десять дней! Контролер качал головой, придирчивее обычного осматривал все коробки, но оценка качества была неизменно отличной.
Прошло полтора года. Бригада, давно уже завоевавшая звание коммунистической, окончательно окрепла, стала одной из лучших не только на заводе, но и в столице, а имя самого бригадира, молодого коммуниста Андрея Сенина было занесено в Книгу почета ЦК ВЛКСМ. Слесари реализовали три творческих плана и составили четвертый. Производительность труда в бригаде выросла на 43 процента!
... Однажды, выполнив сменное задание, слесари присели на верстак и завели разговор о работе. Сенин сказал, что при таких темпах они выполнят семилетку не за семь и не за пять, а за три года.
- И даже, пожалуй, вдвоем, - подумав, добавил Егармин.
- Выходит, третий лишний, - пошутил Колочков.
- Выходит, лишний.
- Я пойду к начальнику цеха. - Сенин спрыгнул с верстака и отряхнул комбинезон. - Сейчас же пойду...
Разговор с начальником занял не больше пяти минут. Бригадир объяснил обстановку. Дело стало доходить до того, что нередко на участке возникало «аварийное» положение: слесари создавали такой огромный задел, что работать им было не над чем, и для бригады срочно подыскивались иные задания...
- Ладно, Сенин, - сказал начальник. - Мы с парторгом что-нибудь придумаем.
Через день начальник цеха сам пришел на участок. Он постоял в сторонке, наблюдая за работой слесарей, а потом подозвал к себе Сенина.
- Егармин, кажется, на пятый курс перешел?
- На пятый, - сказал Сенин. - Дипломник. А что?
- Мы с парторгом были в конструкторском бюро, говорили с Панфиловым. У них есть свободная должность - старший техник-конструктор... Как думаешь, потянет Егармин?
- Егармин да не потянет?! - Сенин махнул рукой товарищу. - Иди сюда, Виктор!... Хочешь стать конструктором?
И вот Виктор Егармин отработал в цехе последнюю смену. Завтра он уходит на новое место - в конструкторское бюро.
Сенин не спеша собирал инструменты.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.