Царевна-лягушка

Людмила Стишковская| опубликовано в номере №1350, август 1983
  • В закладки
  • Вставить в блог

Зеленая жаба оказалась гостеприимной. Она разрешила подойти к себе очень близко. Больше того, вела себя, как кинозвезда. Словно и не щелкал рядом фотоаппарат.

На следующий день, найдя свою знакомую на старом месте, я попробовала спеть, как она. Зеленая жаба привстала, выпрямилась насколько могла и вежливо ждала, когда я закончу свою партию. А потом в тишине зазвучала ее трель. Настала моя очередь. И опять запела зеленая жаба. Успех не вскружил мне голову. Я понимала, мои трели далеки от совершенства. Я замолчала. Зеленая жаба стала петь одна. Поблагодарив ее за участие в дуэте, за то, что она снизошла до непрофессионала, я пошла в глубь пруда. Неподалеку послышались жалобные стоны. Это сын жерлянки вводил несведущих в заблуждение. На самом деле с ним ничего не случилось. Он преспокойно лежит на воде и выводит свою незамысловатую песенку: «Унк-унк-унк...» А издали кажется, что доносятся чьи-то стоны. Хотя, конечно, у сына жерлянки, который теперь стал взрослым, есть основания жаловаться на свою жизнь. Ему надоело одиночество, он решил жениться. Об этом он и поет-стонет.

Сына прудовой лягушки одолевают сходные заботы. Поэтому и он начал исполнять серенаду. «Коэкс, коэкс, ко-экс...» – самозабвенно выводил сын прудовой лягушки. Вдруг вода заколыхалась. Сын прудовой лягушки простер вперед передние лапки. Но, увы, он ошибся. Рядом с ним выплыла не долгожданная невеста, а моя знакомая – жаба. И сразу запротестовала. Разумеется, не открывая рта. Так положено разговаривать амфибиям. Не разомкнув уст, они ухитряются сообщить друг другу все необходимое. На этот раз в переводе на наш язык было сказано: «Я – не лягушка. Я – зеленая жаба. Не смей меня трогать».

Наконец переполох утихает. Можно и поохотиться. Добыча под носом. Жужжит, гудит назойливо. Сын прудовой лягушки не выдерживает, пускает в ход лассо – язык. Лассо срабатывает без промаха. Жук пойман. 50 зубов, правда, только на одной челюсти, но все равно можно позавидовать. Однако не торопитесь. Лягушачьи зубы мелкие, вдобавок их проще нащупать, чем увидеть. Поэтому единственное, на что они способны, – не дать ускользнуть добыче. А добыча? Она не успевает прийти в себя, как ее проглатывают. Язык у лягушки – приверженец узкой специализации. Освоив ловлю насекомых, он разучился их глотать. Глаза, наоборот, не прочь совмещать даже совсем не смежные профессии. И расплачиваются за это. Время от времени они пытаются исчезнуть в физиономии лягушки куда-то внутрь головы: помогают проглотить добычу.

При всех достоинствах лягушки и жабы не гурманы. Ни внешний вид пищи, ни запах, источаемый ею, их не интересуют. И любому насекомому приходится прерывать бег или полет навсегда. Зная это, можно подумать, что у лягушек нет сердца. Но подозрения беспочвенны. Есть. Причем целых пять. Одно, как и у всех, перегоняет кровь, а четыре остальных – лимфу.

На этом чудеса не кончаются. Ничем не прикрытая, всегда влажная кожа амфибий – извечный повод для неприязни людей к ним. Но в свое время амфибии не подумали, какое они будут производить впечатление. И разделись до неприличия. На то у них, правда, были причины. Они вздумали дышать кожей. Но осуществлять это действо можно, лишь когда она влажная. В результате амфибии стали единственными, кто нарушил закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой.

Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Лягушек тоже ждала кара. Они попали в заколдованный круг. Влажная кожа – словно открытая водная поверхность. А испарение сопряжено с понижением температуры. И как бы ни старалась лягушка удержать в своем бедном теле крохи тепла, ей ничего не удается сделать. Она холоднее воздуха. Вот вам и еще один повод считать ее отвратительным существом.

Но тем не менее каждый год, пока в водоемах есть лягушки, я приезжаю к ним в гости. Уверена, радость от общения с ними испытываю не только я. И если в один прекрасный день они перестанут выводить свои незамысловатые рулады, не будет возможности просто увидеть их, жизнь станет тускнев. А между тем некоторые амфибии, как и птицы и звери, уже попали в печально известные Красные книги. И ждут они помощи человека.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены