Шестое чувство

Александр Иваницкий| опубликовано в номере №1060, июль 1971
  • В закладки
  • Вставить в блог

Затем он исчез с горизонта и совсем недавно бумерангом возвратился к нам с Запада. Кое-кто, испуганный его необычностью, моментально привесил ему ярлык «буржуазный», считая, что этим уже все сказано и что ему нет и не будет житья на нашей земле. Однако «вирус» оказался стойким. Изгнанный при помощи разносных статей, он, как оборотень, предстал перед нами, сменив вывеску, назвавшись атлетической гимнастикой.

Попытки «похоронить» его совершенно закономерно оказались обреченными на провал. Авторы статей и сторонники теории «не пущать» взяли сразу лее неверную тональность. Вместо попытки объективно разобраться, «с чем его едят», они начали открещиваться. Второпях с мутной водой чуть не выплеснули и ребенка.

Слов нет. Пугающего в культуризме предостаточно. Иллюстраций тому найти нетрудно. Но... Кто говорит, что мы обязаны идти на поводу у культуризма западного толка? Где наше собственное мышление, наш активный поиск? Единственно правомерная дискуссия, которая должна была развернуться вокруг проблемы культуризма, – это рассмотрение приемлемости его для нашего образа жизни и какие нам необходимо внести коррективы, чтобы с нужным и полезным не привнести враждебную идеологию.

Первое и самое притягательное в культуризме – атлетизме то, что он дарит людям здоровье и красивое телосложение. Понятие «красивое» довольно коварного свойства. То, что нравится одному, вызывает гримасу у другого. Типично американский стандарт: атлеты, увешанные пластами мышц, словно танки бронею, мне лично не импонирует.

Но если не супермен, тогда кто? Приходят на память фрагменты из картин разных художников. Фрагменты не пейзажей, а фрагменты человеческих фигур. Я выбирал у каждого какую-то деталь и мысленно потом монтировал, составлял, ломал и снова перекраивал. В конце концов отстоялось представление о рослом, сухом, стремительном парне (динамика, порывистость и подтянутость высокого племени, населяющего полотна Дейнеки), с узлами мускулистых рук рабочих (фрески Сикейроса) и доброй уверенностью, которая приходит к нам от человека, сидящего на кубе (помните картину Пикассо «Девочка на шаре»?). Тут, конечно, примешалось еще большее число художников, скульпторов, но не в именах дело. Короче говоря, когда получился синтезированный, мысленно совершенный, на мой взгляд, человек, то я начал искать его в реальной действительности – спортивной жизни. Причем мне поначалу трудно было уберечь себя от мнения, которое поневоле навязывалось окружающей средой. У меня постоянно стояли перед глазами такие атлетически сложенные ребята, как гимнасты Кердемелиди, Столбов, Лисицкий, тяжелоатлеты Минаев, Капура, Лопатин, Власов. Казалось, вот из этой среды, ну и, конечно, борцовской, следовало и выбирать по крайней мере достойное для подражания. Поколебал случай со скульптурой «Перекуем мечи на орала» Вучетича. Позировал мой коллега – борец Б. Гуревич. Фигура у Гуревича, конечно, далеко не классических канонов. Но она на сто процентов отвечала замыслу скульптора. Нужны были не мягкие, эластичные мышцы, симметрия, а именно вот такой неудержимый, грубый напор силы, взрыв. Тело, которое прошло испытание временем, окрепло, созрело, дабы приносить людям добро.

И все же Гуревич – его телосложение, конституция не стали для меня путеводной звездой. Он лить помог понять, что сильный человек прекрасен своей физической мощью, которая сводит на нет все технические недоделки природы.

Свое внимание я остановил не на борцах, а на десятиборцах. Почему мне хочется воздать им хвалу? Быть сведущим в стольких областях легкой атлетики, учитывая, что сейчас в спорте установилось время узкой специализации, – одно это заслуживает уважения и похвалы, говорит о высокой мобильности доведенного до совершенства внутреннего механизма. Десятиборье венчает легкую атлетику, и, по-моему, на данном этапе оно является украшением спорта вообще... как, впрочем, и пятиборье. Они родственны между собою, родственны многоплановостью и способностью готовить физически разносторонне развитых людей. Не останавливаюсь подробнее на последнем по той причине, что, по сути дела, все сказанное о рыцарях королевы спорта льет воду на мельницу пятиборцев тоже. Надо отметить, что если в данный момент эти два вида резко выделяются из рядов спорта своей многогранностью, то в будущем они перестанут быть исключением. Порукой тому то обстоятельство, что сейчас мы как раз переживаем период закулисного становления «многоборья». Любой вид спорта, какой бы узкой направленностью он ни отличался, вынужден для достижения приличных результатов прибегать к помощи штанги, кросса, игр, плавания, гимнастики, акробатики. Борцы, например, привлекают для своего усовершенствования все подряд. Метатель стал эдаким высококвалифицированным троеборцем – спринт, ядро, штанга. Так что скрытое многоборчество начинает процветать все заметнее и заметнее. Такова тенденция – от простого к сложному, и нам не миновать овладения «смежными профессиями», которые раздвинут горизонты спорта и человеческих возможностей. Не знаю, убедительно ли изложена причина, которая меня заставляет смотреть с уважением на десятиборье– прообраз завтрашнего, главного вида спорта, один из тех видов физической культуры, у которого уже сегодня выявились четкие, ощутимые контуры будущего.

Мы пока говорили о внутренних ресурсах декатлона. Ну, а внешние формы, разве мимо них пройдешь? Атлеты, как правило, высоки, худощавы, стройны, с рельефной мускулатурой, ничего лишнего, предельная мышечная отточенность. Они созвучны времени.

То, что я склоняюсь в пользу многоборья, будь оно выражено цифрой 10 или 5 или скомпоновано совсем уж необычно для наших дней, к примеру, тяжелоатлетическое троеборье: штанга, борьба, бокс, – не в том суть. Вроде бы я изложил по сему поводу собственное мнение достаточно четко.

Но к чему тогда отрывочные запевы и недоговоренность об атлетизме? Начал одним, а заканчиваю другим? Вот теперь-то речь пойдет только о нем.

Атлетизму предстоит сыграть определенную роль в спорте. На первых этапах он несет чисто прикладной, я бы сказал, даже декоративный характер. Считается, что он способен лишь формировать телосложение. Спрашивается, что тут плохого? Красиво сшитый костюм украшает. Красивая вещь облагораживает. Красивая фигура?! Так это же великолепно! Она эстетична. Молодой парень, девушка элегантны, стройны, подтянуты. Отсюда, быть может, и без прямой зависимости, но у нас чаще будет хорошее настроение, чувство уверенности, повышения работоспособности и пр. Диапазон культуризма обширен. Ведь он не делает разницы между мужчиной и женщиной; вполне приемлем для двух половин рода человеческого. Ему почти неведомы возрастные различия, кандидатам не предъявляются требования к росту, весу. Атлетизм связан в нашем представлении с гантелями, эспандером – символами молодости, но дозировка упражнений, вес и прочее могут колебаться в таких пределах, что любой подберет себе то, что наиболее разумно и приемлемо для его лет. Теперь другое, наиценнейшее качество – возможность заниматься им в каких угодно краях, уголках и условиях, вне зависимости от времени года. Затем легко осуществимое, четкое, методическое руководство, направляемое единым (допустим, телерубрика), а потому и квалифицированным центром. Количество желающих заниматься может быть беспредельным, а это означает минимум материальных затрат со стороны спортивного общества. Единое методическое руководство и налаженное прибыльное производство в общем-то простого спортивного инвентаря, система соревнований поставят под контроль эту стихию.

Утренняя гигиеническая гимнастика пользуется широкой популярностью. Ей присущи все выше перечисленные преимущества, но она лишь тень атлетической гимнастики. И если утренняя гимнастика – порождение физкультуры, то атлетическая гимнастика – порождение спорта. Вернее, открытая дверь в него, потому что, кроме формирования внешнего телосложения...

Кого сегодня не испугают бешеные суммы килограммов штангистов-чемпионов!

Они отпугивают молодых ребят от серьезных занятий. Культуризм начинает с малого. Предлагает получить не только внушительную широту плеч, но и здоровье. Потому что тренеры по атлетизму охотно вводят занятия по плаванию, легкой атлетике, лыжам, туризму. А когда и то и другое становится вещью реальной, парень готов дерзнуть на большее. Путь многих асов тяжелой атлетики, наших и зарубежных, начался с занятий культуризмом.

Диапазон возможностей атлетизма гораздо шире, и мы, честно говоря, еще не представляем себе, где он заканчивается. Одно дело – пляжная «накачка» фигуры и связанные с нею упреки в адрес занимающихся: «Безумная погоня за мышечными объемами. Это и на спорт не похоже! Куда же такое годится, под тяжестью таких мускульных напластований дышать тяжело – неуклюжи, неповоротливы, какое тут здоровье!»

Что-то в таких нападках есть от правды. Но любая хорошая идея, доведенная до абсурда, становится абсурдной. Такие вывихи свойственны и атлетизму– он-то к нам прикочевал из-за океана именно в таком непотребном виде. А нам надобно перекроить его на собственный лад. С соответствующими доработками он будет готов выкристаллизоваться в стройную систему физической подготовки в спорте.

Вспомните, раньше велись поиски в том же направлении – создать для оздоровления нации всеобъемлющую систему единой физической подготовки. Шведская гимнастика, чехословацкое Сокольское гимнастическое движение, наши комплексы БГТО, ГТО, ГЗР.

Атлетизм, повторяю, при внесении добавочных элементов может стать базой для всестороннего физического развития, может стать стартовой площадкой, с которой юноши и девушки отправятся в спортивные дали.

Ругая атлетизм за однобокость (коей он в действительности обладает), мы забываем, что целый ряд благополучных видов спорта повинен в этом же грехе, быть может, еще в большей степени.

Гимнасты – сегодняшний эталон красоты мужской и женской, но они ведь никудышные бегуны, пловцы. Все связанное с длительной выносливостью оказывается им не по «карману». У велосипедистов – диссонанс между развитием ног и верхнего плечевого пояса. Фехтовальщикам явно недостает мощи телесной. Так что если речь заходит о гармонии, то претензии могут быть предъявлены почти любому виду спорта. Борьба, которая, казалось, отвечает запросам всестороннего развития, может преподнести такой сюрприз: если вы боретесь в левосторонней стойке, то сила кисти, объемы мышц и другие измерения покажут, что левая часть тела превосходит в своем развитии правую.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены