— Городов еще нет. Что же с них можно требовать? Не спорю, в проектах гражданского строительства много посредственного, откровенно плохого. Но поймите: это не проектирование ошибок, это — проектирование поиска. Мы сталкиваемся с трудностями там, где их не ждем.
Действительно, строителям Тюмени не позавидуешь. Размахнувшаяся от Ледовитого океана до казахских степей область не только велика по площади, но необъятна еще и по каверзам, которые уготовила природа покорителям тюменских богатств. Самолетом от города Тюмени до Салехарда всего 1 220 километров (примерно как от Москвы до Ростова-на-Дону). Но город Тюмень — это здоровый, континентальный климат средней полосы, Салехард же — Заполярье, тундра, вечная мерзлота. Подхода они требуют разного, разных планировочных решений застроек, разных типов домов. И Салехард не самая северная оконечность области. От него до севера еще лететь да лететь. А там свои заботы.
Если бы все проблемы градостроительства в Тюмени упирались только в климат, то вряд ли стоило затевать о них разговор: рано или поздно человек одолеет и холод, и ветер, и капризные грунты. В действительности же не только эти, но многие иные причины завязали проблемы в такой узел, что и не знаешь, с какой стороны к ним и подступиться.
Оказалось, например, что не так просто выработать схему заселения этих мест, самую экономичную, способствующую быстрому освоению природных богатств края. Предшествующий опыт строительства городов на севере в условиях Тюмени был неприемлем. И Магадан, и Норильск, и Мурманск основаны в годы первых пятилеток, при ином экономическом и техническом уровне народного хозяйства. К тому же они базировались на отраслях, если можно так выразиться, более компактных, с более концентрированным приложением рабочей силы. Это, с одной стороны, повлекло создание автономного конгломерата предприятий различного профиля: добывающих и перерабатывающих сырье, строительной индустрии, всякого рода подсобных и ремонтных. С другой — к неоправданно бурному росту населения этих городов. Последнее обстоятельство, в свою очередь, заставило развивать и сферу обслуживания, что опять-таки вело к еще большему раздуванию той части населения, которая к производству в главной отрасли промышленности прямого отношения не имела.
Но содержание каждого жителя на севере обходится в несколько раз дороже, чем в средней полосе, а, другими словами, содержание каждого «лишнего», не занятого в основном производстве человека ложилось дополнительным грузом на себестоимость основной продукции.
Эксплуатация месторождений Тюменской области требовала иной схемы еще и оттого, что нефтяные и газовые промыслы требуют относительно небольшого количества рабочих, а полная выработка промыслов происходит за довольно короткий срок. В этих обстоятельствах строительство капитальных поселков экономически не оправдано, так как при передислокации промыслов их придется бросать.
Так родилась идея отработки месторождений вахтовым способом. Что же такое вахтовая схема?
Упрощенно она выглядит так. На самих промыслах создаются небольшие поселки для бригад эксплуатационников, которые приезжают сюда на определенный срок (неделю, месяц) и с окончанием его возвращаются в базовый город, где находится постоянный дом, где живут их семьи. Пока они отдыхают в базовом городе, на промысле работает очередная смена. Разумность такого способа очевидна не только с экономической точки зрения. При нем не только отпадает нужда держать на промыслах людей, которые к добыче нефти и газа прямого отношения не имеют, не только становится возможным обходиться минимальным количеством сборно-разборного жилья, которое в случае передислокации на новое место не нужно будет бросать. Вахтовая схема дает возможность более рационально использовать людские ресурсы, более эффективно размещать отрасли промышленности, и, что особенно важно для северных условий, она позволяет создавать максимально комфортабельные условия жизни как для эксплуатационников, тан и для их семей. Действительно, в нефте- и газодобыче применение женского труда минимально. В базовых городах же можно построить предприятия легкой промышленности, где могут работать жены промысловиков. Здесь легче строить детские учреждения, учебные заведения, театры, стадионы, музыкальные школы — все это создает условия для гармоничного развития подрастающего поколения.
Насколько это существенно, показали исследования экономистов и социологов. Замечено, например, что текучесть кадров в Талнахе гораздо выше, чем в соседнем Норильске. Климатические и жилищные условия и там и там равны, заработки — тоже. Только в Норильске женщине легче устроиться на работу. Тут есть театр, плавательный бассейн, стадион, спортивные залы и многое другое, чего нет или в чем испытывает нужду Талнах.
Короче, сам вахтовый способ не вызывал сомнений. Они возникли позже, когда настало время решать, где размещать базовые города, каким должно быть их население, какой должна быть их застройка. В ясную, казалось, схему начинали вторгаться проблемы, о которых раньше не приходилось задумываться.
Южная, наиболее благоприятная для проживания, наиболее развитая и заселенная часть Тюменской области не могла стать базой для всего нефтяного и газового Севера. Отсутствие надежного транспорта всякий раз грозило бы срывом при поставках материалов, оборудования, перевозке людей. Логично было построить в Среднем Приобье несколько городов, к которым тяготели бы нефтяные месторождения этого района, а в Ямало-Ненецком национальном округе — город для базирования газодобытчиков. Это тем более казалось разумным, так как, по заключению медиков, частые переброски вахт из умеренных широт в условия Севера, Заполярья и обратно могли отрицательно сказаться на здоровье людей. Неизбежными становились потери в производительности труда во время климатических адаптации.
Но и такое решение таило в себе массу подводных камней и спорных положений. Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, Южный Балык (о Надыме и говорить не приходится) — это районы Севера. Повышенный коэффициент и северные надбавки к зарплате — это не только компенсация за трудные условия работы и жизни, но и более высокая стоимость строительства, дополнительные расходы на транспорт, обустройство и обслуживание населения. Поэтому, принимая решение о размещении в этой зоне нового объекта, приходится всякий раз учитывать не только его стоимость, но все дополнительные, сопутствующие строительству и эксплуатации расходы.
Простая на первый взгляд схема тем более усложнилась, когда в нее пришлось вносить дополнительные, ранее неизвестные или вовремя не учтенные поправки. Когда в Среднем Приобье были открыты крупнейшие месторождения нефти, было решено, что их столицей станет двухсот-тридцатитысячный Сургут. К нему тяготели города «второй руки» — Нефтеюганск и Южный Балык. Уникальные запасы и дебиты Самотлора, о которых стало известно через несколько лет, произвели мгновенную переоценку ценностей. Самотлор с месторождениями-спутниками лежал далеко от Сургута и требовал своего базового города. Им стал Нижневартовск. Но в свергнутом с трона Сургуте уже разворачивалась строительная база, сооружался речной порт, чего не было в Нижневартовске и без чего последний обрекался на стандартные трудности ускоренно растущего организма, посаженного на голодный паек. Да и положение Сургута в этой ситуации становилось более чем деликатным. Его будущее народонаселение сразу уменьшилось в два раза. Всеобщее внимание, к которому он уже привык, неожиданно обратилось к его более удачливому сопернику. А внимание, по нашим временам, — это деньги, фонды и все прочее, без чего ни шубы пошить, ни город возвести.
При выборе места для будущей «газовой» столицы не последнюю роль сыграла уверенность в том, что возобновится строительство железной дороги от Салехарда к Игарке. Географическое положение Надыма в этих условиях было предпочтительным. В свое время из Москвы сюда уже ходили поезда.
Но стоило решение о восстановлении дороги отложить на неопределенное время, как плюсы Надыма обернулись минусами. Транспортная схема оказалась усложненной и неподвижной, капризы природы заставляли на ходу менять планы, искать компромиссы. Тем не менее Надым по-прежнему строится как базовый город по освоению ямальского газа, хотя чем дальше, тем яснее становится необходимость создавать какой-то базовый плацдарм для строительства самого Надыма.
Объективные трудности, связанные с природными особенностями Тюменской области и непредвиденными (вернее, не учтенными заранее) новыми открытиями тюменских геологов, — только одна из причин, почему вахтовый способ, самый разумный в здешних условиях, все еще переживает период внутриутробного развития и никак не может по-настоящему разродиться. Вторая причина: все, что делается в этом направлении, даже не отвечает требованиям сегодняшнего дня, а тем более сути самой идеи, которая заглядывает в день завтрашний. Главное: внедрение нового происходит крайне медленно и тормозится к тому же факторами субъективного характера.
Так уж случилось, что, декларируя новое, мы имели о нем чисто теоретическое представление. А теория без практики, как известно, мертва. Когда в беседах с причастными к тюменским делам людьми я пытался дознаться, как на деле будет выглядеть здешняя вахтовая схема, в ответах моих собеседников отмечался удивительный разнобой. Дальнейшие расспросы и уточнения, которые я пытался вести в этом направлении, чаще всего приводили к сочинениям на вольную тему, и тогда уж все зависело от темперамента собеседника.
Только прямой вопрос — не могли бы вы привести пример уже действующего вахтового способа отработки месторождений? — неожиданно прекращал это прекраснодушное фонтанирование.
Назывались Нефтяные Камни на Каспии. Вправду, там вахта в чистом виде. Но, с одной стороны, Апшеронский полуостров — это вовсе не ямальская тундра. С другой — расстояние от индустриального Баку до свайного города в Каспийском море меньше, нежели длина одного только Медвежьего месторождения. А потому опыт азербайджанских нефтяников тюменцам не подходит: не те условия.
Назывались некоторые промыслы в самой Тюменской области, на которых удалось организовать работу по вахтовому способу. Однако всякий раз нужно было признавать, что условия жизни и на буровых и базовых поселках еще далеки от предусмотренных такой схемой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.