Семь дней надежды

опубликовано в номере №783, январь 1960
  • В закладки
  • Вставить в блог

В дни, когда в Москве гуляют холодные ветры и деревья покрыты сверкающей бахромой инея, в далеком Рио-де-Жанейро стоит нестерпимая жара, в разгаре бразильское лето. Мне посчастливилось быть там в феврале, в то время, когда начинался традиционный бразильский карнавал, продолжающийся семь дней и семь ночей. О нем-то я и хочу рассказать читателям «Смены».

Надо заметить, что это прежде всего праздник неимущих, праздник негров, обитающих в жалких лачугах из тростника и соломы на опушке Великого леса и на зеленых холмах, окружающих бразильскую столицу.

С первого дня праздника толпы смуглолицых юношей, девушек и пожилых людей завладевают улицами и площадями города, оглашая воздух то веселыми, то грустными песнями. Каждая песня, как правило, сопровождается своеобразным, темпераментным танцем. Пляска, музыка, пение, гортанная негритянская речь - все эти пестрые звуки, сливаясь вместе, издали напоминают гул океанского прибоя.

Семь дней бразильского карнавала - это семь дней пламенной надежды простодушных и трудолюбивых обитателей хижин, неистовой веры в то, что скоро настанет лучшее время, что они еще вернутся к родным африканским берегам, где жили когда-то их далекие предки, которых работорговцы насильно увезли в Южную Америку и сделали невольниками на плантациях сахарного тростника. Потому-то в песнях и танцах участников карнавала безысходная печаль о родной, утраченной земле часто сменяется бурной, неудержимой радостью. Радость эта является выражением горячей веры в торжество справедливости, в победный исход многовековой борьбы негритянского народа за свою национальную свободу и независимость. Не случайно почти все карнавальные представления носят четко выраженный социальный характер. Об этом говорят и их названия: «Освобождение рабов», «Мы трудимся на плантации», «Тяжкая жизнь негров».

Карнавал в Рио можно образно сравнить с могучим взрывом чувств и помыслов, тщательно подавляемых в течение всего года. Эти чувства и помыслы воплощаются в ярчайшие формы народного искусства, в проникновенную, страстную песнь о горькой доле негритянского народа, о его извечном стремлении к счастливой, свободной жизни. Забывшись, словно в волшебном сне, люди поют и пляшут до изнеможения. Многие падают на мостовую и тут же засыпают, сраженные усталостью.

Как я уже сказал, праздник длится целую неделю. А на рассвете восьмого дня город возвращается к нормальной жизни. Вновь открываются массивные двери банков. Опять выстраиваются нищие у подъездов фешенебельных гостиниц. Негры снимают с себя фантастические карнавальные костюмы и снова надевают свои обычные лохмотья.

Карнавал окончен. Но долго еще будет теплиться светлая надежда в сердцах бразильских негров, надежда, которая обязательно сбудется!

г. Рио-де-Жанейро, Бразилия.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены