Звонкое жужжание пропеллеров наполняло поле. Маленькие самолеты уже стремительно уходили в безоблачное небо.
Казалось, ничто не могло нарушить этого стройного полета. Но вот Коккинаки приказывает приготовиться к исполнению петли. Сначала самолеты идут ровно, но, переворачиваясь вверх колесами, один пролетает дальше, другой немного отстает. Тогда Коккинаки ведет звено в петлю вторично. Три, четыре, пять, раз повторяется одно и то же, пока не достигается полная одновременность в исполнении фигуры.
Теперь звено идет строем франта. И, точно по мановению дирижерской палочки, все три машины немного поднимают носы кверху, переворачиваются через крылья и снова выравниваются. Но наблюдательный глаз заметит, что одни самолеты переворачиваются медленнее, другие быстрее. Это ломает ритм, И летчики снова переворачивают самолеты и тренируются до тех нор, пока не добиваются одновременности.
Звено, достигнув совершенства в тренировке, пристраивало четвертый самолет и, проделав с ним все фигуры, принимало в строй и пятую машину. Но здесь возникали новые трудности: крайние самолеты во время петли отрывались, боясь, очевидно, врезаться в соседей. Только после новой продолжительной тренировки отряд научился делать фигуры ровно и красиво.
Два года назад начальник военно-воздушных сил РККА Яков Иванович Алкснис сформировал этот блестящий отряд. Славный отряд получил новейшие скоростные машины. Скорости этих машин баснословны. Они пролетают в одну минуту столько, сколько примерно автомобиль проезжает по городу за четверть часа.
Пять летчиков известны далеко за пределами нашего Союза. Все они члены партии, все, кроме Владимира Коккинаки, – старые комсомольцы.
Москвичи часто видят, как высоко в небе двигается черная точка. За ней стремительно вырастает облачный хвост. Он похож на рукав белого пара. Но вот облачная полоса свивается в кольцо. На небе возникает восьмерка... Зрители, задрав головы, громко спрашивают: «Коккинаки? Евсеев? Шевченко?»
Вся пятерка – инициаторы полетов на больших высотах.
Владимир Коккинаки, когда-то работавший грузчиком в Новороссийском порту, не так давно установил мировой рекорд высотного полета на одноместном самолете.
Виктор Евсеев, работавший в Благовещенске ломовым извозчиком, награжден орденом Ленина за выполнение ряда парашютных прыжков. Он установил мировой рекорд по затяжным прыжкам. Этой зимой Виктор Евсеев показал себя и первым советским небесным «каллиграфом». Вся Москва восхищалась его рисунками. Первое слово, которое наметил написать Евсеев в небе, – это «Сталин».
Владимир Шевченко в прошлом – московский шофер. Он часто ходит на большие высоты, водит стратопоезда, сам летает на планерах.
Супрун был токарем машиностроительного завода в Сумах, на Украине. Преман, бывший беспризорник, – прекрасный летчик-испытатель.
Старшим из них, Коккинаки и Евсееву, по 30 лет, самому молодому, Преману, – 25.
В середине отряда летает Владимир Коккинаки – командир пятерки. Слева первым от него – Виктор Евсеев, вторым – Преман; справа первым от Коккинаки – Владимир Шевченко, рядом с ним – Супрун.
На авиационных праздниках этого года «пятерка» покажет новые фигуры, новые свои достижения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.