На твердые рельсы дело подводного плавания становится только с 1885 г., когда ряд изобретателей строит уже практически применяемые (по тем временам) подводные лодки. Из них отметим: Норденфельда в Швеции, Губе во Франции и, наконец, Густава Зеде, построившего подводную лодку длиной около 25 сажень и снабженную керосиновым двигателем в 20 сил и электродвигателем, работавшим от аккумуляторов.
С этой подводной лодкой уже кончился долголетний период первых шагов подводного плавания, и подводная лодка стала новым равноправным типом военного судна, новым грозным родом оружия в морской войне. Начиная с этого времени подводные лодки стали уже входить в состав флота, совершая длительные морские переходы и начали показывать блестящие результаты на маневрах. Франция первая развила свой подводный флот, ее примеру последовала Америка, а затем Германия и прочие страны.
Подводной лодке пришлось пройти весьма долгий исторический путь, пока удалось добиться реальных практических результатов.
В общем, подводная лодка принадлежит не 19-му веку, а - двадцатому. Можно сказать, что под- водная лодка запоздала своим появлением в свет - почти так же, как и аэроплан. Одной из главных причин этого является то, что у обоих движущим механизмом является двигатель внутреннего сгорания 1), служащий у подводной лодки, как для надводного плавания, так и для зарядки аккумуляторов на подводное плавание.
Двигатели же внутреннего сгорания усовершенствовались только к концу прошлого века и то бензиновые практическое же осуществление судовых нефтяных двигателей Дизеля начинается уже с текущего века. Но за это короткое время подводная лодка выиграла очень много и к началу войны 1914 г. уже превратилась в совершенно особый и законченный род морского оружия - подводный миноносец.
Современные подводные лодки, или, как их называют моряки «подлодки» представляют собой большие подводные суда - подводные миноносцы, длиной до 40 сажень, с командой от 20 до 40 человек.
Однако, несмотря на такие солидные размеры, современная подводная лодка имеет очень мало общего с фантастическим «Наутилусом» Жюль Верна. Во многих отношениях она превосходит фантазии Жюль Верна и наоборот, некоторые свойства, которые были приписаны фантазией автора своему подводному кораблю, до сих пор еще или трудно достижимы, или совсем невозможны.
Начать с того, что под водой на небольшой уже глубине совсем темно и никакие электрические фонари не могут осветить этой тьмы. На глубине подводная лодка идет слепая и не может видеть никаких препятствий на пути. Поэтому, она может отваживаться идти на глубине, только отлично зная подводную карту, только безусловно уверенная, что никаких камней и иных препятствий встретить не может.
1) Двигателями внутреннего сгорания называются такие тепловые двигатели, в которых нет особой топки, а горючее вещество (керосин, бензин, спирт и т. д.) вводится непосредственно в цилиндр, по которому двигается поршень. Внутри цилиндра горючее, с помощью электрической искры, взрывается и сгорает; образовавшиеся при взрыве газы двигают поршень и соединенные с ним части машины. Такие двигатели оказываются гораздо более экономными, чем паровые и, кроме того, занимают гораздо меньше места, чем последние. Двигателями внутреннего сгорания снабжены все автомобили, мотоциклетки, аэропланы, подводные лодки, применяются они и на многих фабриках.
Далее, давление воды на поверхность подводной лодки настолько велико и увеличивается на 1 атмосферу 1) с каждыми 10 метрами погружения, что предельная глубина погружения современных подводных лодок составляет всего 250 - 300 фут, а не целые версты до дна океана, как рисовала пылкая фантазия Жюль Верна.
Для подводного плавания паровой двигатель неудобен. Спасение подводной лодки во время войны зависит часто от того, чтобы она имела возможность почти мгновенно нырнуть, как только неприятельское судно ее заметило и начало угощать ядрами, а как же она может быстро нырнуть при наличии дымовой трубы, которую надо быстро убирать и герметически закупоривать оставшееся после нее отверстие. А угар от жара, оставшегося в топках котлов?! Поэтому, паровые подводные лодки встречаются как исключение, - несколько во французском и английском флотах. При двигателях же внутреннего сгорания наибольшая скорость в надводном состоянии получается 16 - 18 узлов (30 - 33,5 километра в час), т.е. подводная лодка может нагнать только грузовой пароход торгового флота и, в свою очередь, быть настигнутой любым судном военного флота. Ко времени европейской войны все первоклассные подводные лодки были оборудованы нефтяными двигателями Дизеля, а прежние опасные (в смысле взрыва бензина) двигатели были выброшены.
Лучшие подводные лодки строятся с двумя винтами, с двумя двигателями Дизеля общей мощностью до 4.000 сил.
Подводный ход лодки производится электродвигателем. приводящим в движение гребной винт и получающим ток от аккумуляторов 2). Аккумуляторы заряжаются током от динамо, приводимой в действие главным или вспомогательным двигателем, обычно на стоянке. Подводная скорость еще меньше, вследствие ограниченности энергии аккумуляторов и не превышает 9 - 11 узлов.
Современный подводный миноносец снабжен минными аппаратами для выстреливания мин Уайтхеда и имеет форму довольно узкой, но длинной стальной сигары, занятой внутри двигателями, аккумуляторами, минами и минными аппаратами; для помещения людей остается очень ограниченное малоудобное место.
В подводной лодке обычно не устраивается переборок; запахи в ней самые разнообразные: чад от двигателей, кислотные газы от аккумуляторов, продукты дыхания нескольких десятков людей, населяющих подводную лодку, - все это делает жизнь на ней тяжелой, не говоря уже о других сторонах и опасностях.
Сигарообразный вид придается подводной лодке в целях уменьшения сопротивления воды; современные подводные лодки характеризуются небольшими поперечными размерами при очень большой длине.
Подводные лодки строятся с двойным корпусом.
Наружный корпус, представляющий собой стенки балластных цистерн (при погружении они наполняются водой), склепан из тонкой листовой стали. Когда подлодка находится в погруженном состоянии, цистерны заполнены водой и давление воды на их стенки, таким образом, уравновешивается.
Но этот второй корпус, образовывая балластные цистерны, имеет еще то важное значение, что дает подлодке для подводного плавания форму, обыкновенного судна (миноносца), увеличивает его плавучесть, способствует незаливанию волнами, улучшает мореходные качества.
1) Атмосфера - давление с силой в 1 килограмм на 1 кв. сантим.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Единственный, разреш. автором, перевод Нейштадта