Под сенью креста

Л Белоусов| опубликовано в номере №810, февраль 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Собеседник он был неплохой, - рассказывает Янина. - Хорошо знал историю почти каждого вильнюсского костела, а их мы осмотрели немало. На третий день Витаутас признался, что безумно любит меня, и предложил мне стать его невестой. При этом предупредил: « Я человек верующий, а ты комсомолка, поэтому не тороплю со свадьбой, получше узнаем друг друга, может быть, я и от костела отстану».

Когда Кекштасу пришла пора уезжать из Вильнюса, он настоял, чтобы девушка согласилась с ним переписываться, но не по почте. Кекштас предложил класть письма за иконостас « двух ангелов» в костеле Петра и Павла.

- Когда приеду в Вильнюс, то ты меня можешь встретить во время богослужения в этом же костеле. Ходи почаще, приглашай с собой побольше подруг, - посоветовал он на прощание.

Началась необычная переписка. Бывая в костеле, Янина находила очередное письмо в условленном месте, оставляла свое и вскоре получала ответ. Дважды за полгода она встречала здесь и Витаутаса. Он проводил с ней несколько дней, потом уезжал. Большинство подруг отказывалось от предложений Янины сопровождать ее в костел, но три из них стали ее постоянными спутницами. На впечатлительных девушек действовала музыка органа, непонятные песнопения, их волновала загадочная любовь подруги.

В одном из писем Витаутас приглашал Янину приехать в Пасвалис на религиозный праздник. « Побываешь у родителей, послушаешь торжественное богослужение, а может, договоримся и о нашей судьбе», - писал он. Янина ответила, что приехать не может, идут экзамены, да и денег на дорогу нет. Через день за иконостасом она нашла конверт, в котором было пять сторублевок и записка: «Приезжай обязательно вместе с подругами. Жду. Целую. Может, и подругам женихов подберем».

... При аресте у Кекштаса были обнаружены альбом «невест» и пачки писем от них. На каждой странице приклеена фотокарточка девушки, а рядом пометки: день знакомства, адрес, приметы внешности и характера, даты получения письма от нее и ответа с такими, например, комментариями: «закостенелая безбожница», «клюет», «в костел ходит, но еще не наша», «крепко привязана», «навсегда наша», «ну, попалась, птичка, стой!...» и т. п.

За два последних года Кекштас девятнадцать раз устраивался на работу в ряде городов республики, но более пяти - семи дней нигде не задерживался. Как признался Кекштас, эти попытки « трудоустроиться» были связаны с вербовкой очередных « невест» . Расчет был прост - завербовать « невесту» , подчинить юную душу своему влиянию, заразить ее религиозным фанатизмом и затем пользоваться девушкой как приманкой, привлекая к посещению костела тех, кто еще был свободен от религиозных предрассудков.

Вербовка была делом нелегким. В большинстве случаев девушки отвергали предложения « жениха» . Но находились и легковерные, которые запутывались в иезуитских сетях и порой не имели сил самостоятельно выбраться из них.

Кекштас числился рядовым служителем костела, но начальство отмечало его особое усердие и рвение. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в самый бурный разгар своей «деятельности» убийца получил дорогую книгу с дарственной надписью от самого ксендза-каноника, которая гласит: « Органисту Витаутасу Кекштасу за услужение. Каноник К. Крищюнас».

Возмездие

Зал районного Дома культуры переполнен. Сюда собрались не только трудящиеся Пасвалиса, но и колхозники из ближних и дальних артелей. Выездная сессия Верховного суда Литовской ССР рассматривала дело Витаутаса Кекштаса. Злодеяние, совершенное этим человеком, было настолько чудовищным и так не вязалось с христианской заповедью «не убий», что судебный процесс привлек многих верующих.

При допросе подсудимого, в показаниях многочисленных свидетелей со всей полнотой раскрылись маразм и разложение, царящие среди «служителей божьих» . Жажда стяжательства и наживы толкала их на различные преступления. Нет, не «заблуждение душ» печалило их, а то, что с поредением « паствы» таяли доходы костела. Показывая на своих «невест» , Кекштас цинично заявлял:

- Чтобы в костелах побольше людей было, вот и приходилось этих дур обрабатывать.

В ходе заседания между председательствующим в суде и преступником произошел такой диалог.

- Скажите, подсудимый, - спросил председатель, - что вы делали за час до убийства?

- Исполнял свою службу в костеле.

- Решившись на убийство, вы совершали большой грех. Вы знали об этом?

- Знал, - признается Кекштас и тут же добавляет с гаденькой ухмылкой: - Но я помнил, что существуют исповедь и покаяние. Духовник любой грех снимет. Всегда можно снова обрести милость всевышнего и грешить дальше. Иначе на следующей исповеди не в чем будет каяться.

Свидетели рассказали о том, что Кекштас жил явно не по средствам. Суд поинтересовался, откуда он брал деньги на разъезды и разгульную жизнь.

- Я в костеле получал большое жалованье и еще подрабатывал, - отвечает убийца.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

В распутицу

Из дорожного блокнота