Поэзия огня еще не воплотилась в слове. Об этом думаешь, когда стоишь рядом со сталеваром. Его лицо закрыто темными стеклами очков, но никогда и нигде нельзя так явственно почувствовать волю и напряжение человека, подчинившего себе стихию огня.
Огненные сполохи сталепрокатного цеха. Гортанные голоса людей, ставшие суше и звонче от соприкосновения с огнем. Чувство неба, нависшего над цехом, над плавкой, как чувство необъятности мира. В этом необъятном и сложном мире «огненный цех» объединяет рабочих людей в особую когорту. Огонь и сталь нерасторжимы, как нерасторжимы теперь судьбы тех, кто связал себя с огнем, чтобы варить сталь. Вот как об этом написал Виктор Карпиков:
Я с теми, кто владеет сталью,
Кто подчинил огонь себе,
Чтоб стать и необъятной далью
И маяком в моей судьбе.
Вглядись, мой современник, в пламень,
Смотри, как царствует, дыша,
Подъемля целый мир над нами,
Твоя рабочая душа.
По-украински это звучит мягче, проникновеннее, чем в переводе, а потому мужественность, суровость этих строк обнаруживаются не сразу, как не сразу становятся известны результаты плавки: «Я з тими йду, хто сталлю володiе, кому метал найближчий друг...»
Да, поэзия огня и металла еще не воплотилась в слове, но тем неудержимей и очевидней процесс такого творческого воплощения. Ведь переведенные с украинского стихи взяты из книги «Союз поэзии и стали», и написана эта книга теми, кто каждое утро по гудку спешит в цеха металлургического завода имени Петровского, старейшего завода в Днепропетровске. Авторов этой книги объединил, свел, породнил с музой рабочей поэзии завод. А их художественный вкус, их интерес к литературе, их искреннюю попытку подружить сталь и поэзию поддержало и направило литературное объединение «Плавка», первое на Украине объединение рабочих поэтов, возникшее в годы первых пятилеток и активно действующее по сей день. Чтобы стать писателем, вовсе не обязательно начинать в литобъединении. «Плавка» — это не кузница литературных кадров, задача у нее шире и, пожалуй, важнее. Не тяга к литературному труду, а прежде всего стремление освоить богатства современной культуры приводит сталеваров в «Плавку». Именно потому здесь спешат назвать имена известных писателей, побывавших на заводе и познакомивших литобъединение со своим трудом, а уже потом имена тех, кто вошел в литературу, попробовав сначала свои силы на страницах многотиражки «Трибуна металлурга» и обточив перо на творческих семинарах в «Плавке».
Через «Плавку» прошли сотни людей — это была их молодость, это был необходимый душе рабочего человека союз поэзии и стали. Это был путь к новым знаниям. К книгам. К вечерним и заочным отделениям вузов. А для иных, безусловно, и путь к первым книгам, к первым статьям и очеркам в «большой прессе»...
Аркадий Гайсинский... Высотник-монтажник, он несколько лет назад принес сюда свои первые стихи: «Нам эта даль подарена за смелость, за то, что высоту штурмуем мы...» Здесь он понял: надо учиться. Сначала была вечерняя школа рабочей молодежи, потом механический факультет инженерно-строительного, заочный...
Анатолий Быков... Сначала шахтер, потом строитель. Прораб механомонтажного участка. Первая поэтическая книжка «Парни в синих робах» — автобиография в стихах, достойная поэзия «Плавки». Не мыслит своей судьбы вне стройки, в отрыве от литобъединения, словом, вся жизнь, его счастье — понятая и выношенная необходимость писать именно об этом, «про это»...
Михайло Патрик... Еще недавно читал свои стихи во время обеденного перерыва, в своем цехе. В цех пришел не со школьной скамьи — позади были комсомольская работа в райкоме, рабочий стаж такелажника в тресте «Крещатикстрой». Придя в «Плавку», вскоре тоже стал учиться. На факультете журналистики в МГУ. И тоже заочно. Из цеха пригласили в редакцию многотиражки. Заводской журналист, поэт, староста литобъединения «Плавка». Стихи и не требующие отлагательства злободневные заметки в номер... Стихи и заметки. Заметки и стихи. А любой свободной минутой — в цех. Невозможно отделить от всей его жизни и работы стихи, как невозможно представить себе Анатолия Быкова без парней в синих робах. И если именно так складывается судьба молодого рабочего поэта, в «Плавке» считают, что лучше и быть не может. Литобъединение дало верные ориентиры, помогло встать еще ближе к заводской жизни. В этом есть смысл. Ради этого стоит работать. К этому звали и мастера советской культуры, в разные годы бывавшие на вечерах «Плавки» и оставившие неизгладимый след в душах рабочих.
Летописец «Плавки» Дмитро Демерджи в своих воспоминаниях пишет: «В те дни на заводе часто расклеивались стихотворные лозунги. Вот большой, ярко нарисованный плакат у проходной: «Плохо работая, дело губя, ты обворовываешь самого себя!» А через несколько шагов — другой: «Брак — враг! Бей брак!» Эпиграммы, стихи на производственные темы, лозунги принадлежали перу одного из членов «буксирной» бригады «Правды» — поэту Ал. Безыменскому. Позже они были изданы книжкой «Стихи делают сталь» — как приложение к заводской газете. Это было начало тридцатых. Когда рождалась «Плавка»...
У истоков «Плавки» стоял и Константин Тренев — о его переписке с инженером Нестором Коваленко и прокатчиком Андреем Шамилем рассказывала в ту пору «Литературная газета». Запомнилась и стала страницами заводской летописи поэма Алексея Курсанова о горновом Иване Рудове. Запомнились выступления в «Плавке» Федора Панферова, Льва Никулина, Ильи Садофьева, Александра Прокофьева, Ильи Сельвинского. Михаил Светлов и Михаил Голодный — земляки — до конца своих дней числили себя в друзьях и сподвижниках «Плавки». В разные годы писатели-антифашисты Матэ Залка и Эрих Вайнерт бывали здесь, делились с металлургами заповедными мыслями и страстными произведениями, обличающими фашизм.
Все это не только замечательное прошлое «Плавки». Все это вечно живой источник революционных, интернациональных и трудовых традиций, которыми так славится завод имени Петровского и его литобъединение «Плавка».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
С секретарем Правления Союза писателей СССР Борисом Николаевичем Полевым беседует специальный корреспондент журнала «Смена» Альберт Лиханов