Первый русский марксист

Л Якобсон| опубликовано в номере №709, декабрь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

В конце 1894 года Плеханову удалось под псевдонимом «Н. Бельтов» легально издать в Петербурге свою книгу «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю». Туманный заголовок книги, ее «умышленно неуклюжее имя», как впоследствии говорил сам Плеханов, было придумано, чтобы обмануть бдительность царских цензоров.

Значение этой книги не исчерпывалось тем, что она нанесла удар по ложным взглядам легальных народников 90 - х годов. В своем произведении Плеханов дал замечательный обзор домарксовых учении о законах общественного развития и с величайшей яркостью раскрыл верность, научную правду и жизненность диалектического материализма - философского учения марксизма.

Оценивая огромное значение книги Плеханова «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», Ленин подчеркнул, что на ней «воспиталось целое поколение русских марксистов».

В защиту марксизма, против буржуазной философии и социологии направлены два небольших по объему, но глубоких по содержанию произведения Плеханова - «О материалистическом понимании истории» и «К вопросу о роли личности в истории».

В этом последнем произведении Плеханов развил важнейшее положение марксизма о народе как творце истории, показал, что народ всегда ставит перед собой такие цели, которые могут быть осуществлены и которые, в свою очередь, определяются состоянием производительных сил и характером общественных отношений. Плеханов ответил также и на вопрос, в чем же заключается роль выдающейся личности в истории. Он опроверг реакционный, антинаучный взгляд дворянских и буржуазных мыслителей, считавших, что только «сильные личности» - цари, полководцы, государственные деятели - являются двигателями истории. Плеханов дал резкую критику народнической теории «героев» и «толпы». «Давно уже замечено, - писал он, - что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития». «Влиятельные личности, благодаря особенностям своего ума и характера, могут изменить индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами».

Работа Плеханова «К вопросу о роли личности в истории» не утратила своего значения и в наши дни. Она разоблачает фальшь, неправду тех современных буржуазных учений, которые, отрицая закономерность общественного развития, низводят на нет роль народа как творца истории, безмерно преувеличивают роль «сильных личностей», «вождей». Труд Плеханова «К вопросу о роли личности в истории» приобретает особое значение в борьбе за преодоление последствий культа личности.

Велики заслуги Плеханова и в борьбе с изменниками марксизма, которые под флагом «улучшения», «пересмотра», «ревизии» тех или иных положений великого учения Маркса и Энгельса выхолащивали из него революционное содержание, делали его приемлемым для буржуазии.

Статьи Плеханова внесли крупный вклад в теорию развития международного рабочего движения. В течение многих лет Плеханов был представителем русской социал - демократии в Международном социалистическом бюро - исполнительном органе II Интернационала. Он был активным участником многих его конгрессов. Свою знаменитую речь на учредительном Парижском конгрессе II Интернационала Плеханов закончил словами: «Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих. Другого выхода у нас нет и быть не может!»

Выдающийся русский марксист оставил много замечательных работ, посвященных Белинскому и Чернышевскому. Большой заслугой Плеханова явилось то, что он в своих критических работах раскрыл значение Белинского как мыслителя и социолога, по - новому, с марксистской точки зрения оценил творчество многих русских писателей - Радищева, Пушкина, Лермонтова, Чаадаева, Герцена, Тургенева, Некрасова, Толстого, Успенского и других.

Плеханов был человеком огромных, поистине энциклопедических знаний. Еще в гимназические годы товарищи называли его «ходячей энциклопедией», «всеведущим Жоржем». Круг интересов Плеханова далеко не ограничивался общественными науками - историей, философией, политической экономией. Он глубоко знал и любил русскую и зарубежную литературу, архитектуру, музыку, проявлял большой интерес к естествознанию, технике.

Многогранная одаренность, острый ум, целеустремленность, большая воля, редкое трудолюбие и организованность - всеми этими качествами был щедро наделен Плеханов. Но хорошо известно также и то, что путь Плеханова, как политического деятеля и теоретика, не был прямым и легким. Наиболее серьезные ошибки допущены им в последние пятнадцать лет жизни. Плеханов принадлежал к числу руководителей рабочего движения периода «мирного», плавного развития капитализма, периода становления марксизма в России. Он не сумел полностью разобраться в особенностях новой эпохи - эпохи империализма и пролетарских революций. К тому же оторванность Плеханова от России на протяжении многих лет эмиграции помешала ему понять те задачи, которые новая эра выдвинула перед русским рабочим классом.

На II съезде РСДРП в 1903 году Плеханов еще поддерживал ленинские лозунги. Но после съезда, испугавшись раскола в партии, он встал на примиренческую позицию по отношению к оппортунизму, а затем примкнул к меньшевикам.

Во время первой русской революции, находясь под влиянием «непререкаемых» догм II Интернационала, Плеханов выступил против вооруженной борьбы с царизмом. Позднее, в период империалистической войны 1914 - 1918 годов, он занял глубоко ошибочную, «оборонческую» позицию.

Оторванность в течение многих лет от родины, от насущных нужд и чаяний русского пролетариата, оппортунистические взгляды на цели и задачи рабочего движения - все это сказалось и на отношении Плеханова к событиям 1917 года. Вернувшись после Февральской революции в Россию, он не нашел своего места в великом освободительном движении народа. Резко осуждая тактику большевиков, взявших курс на пролетарскую революцию, Плеханов не принял и самой Октябрьской революции, ибо, по его мнению, она «противоречила» теории марксизма. Правда, он не внял настоятельным требованиям меньшевиков и эсеров выступить против революции в печати. Он заявил, что хотя он, Плеханов, и не признает революцию, рабочий класс вправе устраивать свою жизнь так, как сам считает нужным.

Ленин вел решительную борьбу против оппортунизма Плеханова, против его отступлений от марксизма как в области политики, так и в области теории. Однако Ленин очень высоко ценил Плеханова как основателя группы «Освобождение труда», замечательного пропагандиста марксизма, выдающегося философа. «Его личные заслуги громадны в прошлом, - писал Ленин о Плеханове. - За 20 лет, 1883 - 1903, он дал массу превосходнейших сочинений, особенно против оппортунистов, махистов, народников». Характеризуя значение трудов Плеханова для изучения марксистской теории, Ленин писал в 1921 году, обращаясь к молодежи, что «нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать - именно изучать - все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».

Умер Георгий Валентинович Плеханов от туберкулеза 30 мая 1918 года в Финляндии и похоронен в Ленинграде, на Волховом кладбище, как он просил в завещании, рядом с могилой Белинского. Михаил Иванович Калинин в некрологе, посвященном памяти этого замечательного человека, писал, что произведения Плеханова «...открывали новый мир рабочему классу, они звали его на борьбу за лучшее будущее, они учили в ясной, простой, для всех доступной форме основам марксизма, несокрушимою верою в конечную победу идеалов рабочего класса они воспитали уверенность, что все препятствия и трудности по пути к этим идеалам будут легко сметены организованным пролетариатом.

Чем является Н. Г. Чернышевский для русских разночинцев 60 - х годов, тем же служил и Георгий Валентинович для рабочего класса нашего поколения...

Пусть земля будет легка его праху, он много послужил рабочему классу, он вложил глубокий, неискоренимый оптимизм в сознательные массы рабочего класса нашего поколения».

Советские люди чтут память Плеханова, этого выдающегося сына великой русской нации, которого Ленин назвал одним из самых замечательных представителей передовой русской культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

«Моряк в седле»

Из книги Ирвинга Стоуна