На этом собрании, на котором присутствовали представители молодёжи фабрик и заводов Выборгского, Путиловского и Нарвского районов Петрограда, было решено создать первую юношескую организацию - Социалистический союз рабочей молодёжи.
Петроградский комитет партии направил для работы в юношеских организациях группу большевиков во главе с Н. К. Крупской, оказавшей большую помощь молодёжи в создании нового союза. Терпеливо и настойчиво Надежда Константиновна передавала молодёжи революционный опыт, предостерегала от ошибок, которые могла сгоряча наделать молодёжь организации, воспитывала первые кадры юношеских руководителей. 20 июня 1917 года в «Правде» был напечатан примерный устал Союза Рабочей Молодёжи.
Так, по инициативе партии большевиков, при её помощи и руководстве, рабочая молодёжь сплотилась в единый союз, на знамёнах которого были написаны верность партии, преданность её идеям в борьбе за светлое будущее человечества.
Организация первых кружков Социалистического союза рабочей молодёжи и их объединение связаны с именем молодого рабочего пушечной мастерской Путиловского завода Васи Алексеева.
Потомственный «путиловец», сын рабочего, Вася Алексеев был одним из тех юношей - большевиков, которые встали во главе юношеского движения в Литере и сумели с первых дней обеспечить чёткую политическую линию организации. В момент революции Васе Алексееву шёл двадцать первый год. Но за плечами у него был уже немалый опыт подпольной революционной работы в рядах партии, в которую он вступил в 1913 году. Через три года Вася попал в тюрьму и прошёл этот «революционный университет» вместе с группой большевиков Путиловского завода. Накануне революции он снова вынужден был перейти на нелегальное положение, полиция охотилась за ним, и засада городовых в его квартире была снята только 23 февраля.
Среди молодёжи не только Путиловского завода, но и всей Нарвской заставы не было, пожалуй, человека более популярного, чем Вася Алексеев. Целыми днями носился он с завода на завод, сплачивая и объединяя молодёжь, читал лекции и доклады на политические темы, вёл ожесточённые споры с меньшевиками и эсерами, выступал на многочисленных собраниях и диспутах.
Его карманы постоянно были набиты газетами и брошюрами, и где бы он ни был - на собрании или в трамвае, на товарищеской вечеринке или «а деловом заседании, - он пользовался каждой свободной минутой, чтобы углубиться в чтение. Немудрено, что по своему политическому и культурному уровню он стоял значительно выше своих сверстников. Алексеев по праву пользовался непререкаемым авторитетом, и к его словам внимательно прислушивались не только подростки, но и взрослые рабочие. «Сынок пушечной мастерской», как его любовно называли старые путиловцы. Вася Алексеев всегда мог обстоятельно ответить на любой вопрос, всегда был в курсе последних политических событий, был тесно связан с партийной организацией.
Рабочая молодёжь привыкла видеть в нём своего вожака, который лучше кого - либо другого сможет защитить её интересы. Вполне естественно, что как только юношеское движение приняло более или менее определённые организационные формы, Вася Алексеев оказался в числе его руководителей. При помощи Н. К. Крупской он сумел сплотить широкий актив из политически зрелых молодых рабочих, воспитанных партией и в большинстве прошедших суровую школу революционного подполья. Эти молодые партийцы и стали основным ядром новой организации.
Во внешности Васи не было ничего примечательного: обыкновенный молодой рабочий, каких сотни и тысячи, в потёртом пальтишке, в старом неизменном свитере, со смятой кепкой в кармане. Когда после заявления председателя: «Слово имеет представитель Социалистического союза рабочей молодёжи», - он не спеша выходил на трибуну и начинал говорить своим тихим, слегка заикающимся голосом, многие испытывали некоторое разочарование.
Но это первое впечатление быстро исчезало. Каждое выступление Васи Алексеева было для молодёжи как бы наглядным уроком настоящей политики. Остроумно и зло высмеивал он громкие и пустые фразы меньшевиков и эсеров, раскрывал то предательское и лживое, что скрывалось в их речах. Затем он начинал развивать программу большевиков. В его словах звучали не только убеждённость и непримиримость революционера - профессионала, но и железная логика. Недаром прошёл он суровую школу подполья! В несколько минут он умел овладеть вниманием слушателей, убедить колеблющихся. Каждую свою речь он заканчивал под аплодисменты, и её результатом обычно бывала новая ячейка союза.
Вася Алексеев был не только председателем Петроградского комитета Социалистического союза рабочей молодёжи. Он взял на себя самую трудную и хлопотливую работу - защиту экономических и правовых интересов рабочей молодёжи в органах буржуазного Временного правительства - и до Октября проводил целые дни в министерских кабинетах, настойчиво борясь за улучшение условий труда подростков, добиваясь представительства молодёжи в органах труда, требуя организации школ рабочей молодёжи. Эту свою деятельность он называл «хождением по мукам», и это действительно было так.
С именем Васи Алексеева связано и возникновение юношеской печати. С первых дней организации союза он носился с мыслью о создании самостоятельного юношеского журнала. С огромным трудом ему удалось одолжить у профессионального союза металлистов «под честное слово» пять тысяч рублей, необходимых для выпуска первого номера. Он сам собирал материал, сам писал статьи, добывал хронику, сам правил материал и относил его в типографию. Он с таким увлечением отдался этой работе, что не выходил из типографии целыми ночами, пока журнал набирался и печатался. Выхватив прямо из машины первый экземпляр «Юного пролетария», Вася примчался с ним на заседание Петроградского комитета, и этот день был, пожалуй, самым счастливым в его жизни.
Вася Алексеев умер 29 декабря 1919 года от сыпного тифа, с которым не смог оправиться его надорванный бессонными ночами и голодовкой организм. Его именем названа деревня Емельяновка между Путиловским заводом и Северной судостроительной верфью. Рабочие поставили ему памятник в саду Дома культуры Нарвской заставы, ныне Кировского района, где прошла его недолгая революционная жизнь.
В ночь на 22 февраля 1918 года тишину уснувшего Петрограда прорезали тревожные гудки заводов. Задыхаясь, выли сирены, звенели призывные голоса окраин и застав. Это была первая ночь, когда об опасности, грозящей революции, кричали фабричные корпуса. Второй раз заплакали так гудки в январе 1924 года, когда на Красной площади опускали в могилу тело Ильича. Тот, кто слышал их страшный, тревожный и волнующий крик, никогда не забудет этой ночи.
17 февраля 1918 года кайзеровская Германия бросила свои войска в наступление, чтобы разгромить молодую Советскую республику. В ночь на 22 февраля пал Псков. Петроград был открыт вражескому удару.
До утра кричали гудки. На их призыв в темноте собирались на заводах и быстро двигались к вокзалам рабочие отряды. Наскоро сформированные, кое - как вооружённые тем, что оказалось под рукой, эти отряды грузились в вагоны поездов, которые шли прямо на передовые позиции.
Среди отрядов, тянувшихся к вокзалам, торопливо шагала группа подростков. Построившись в колонну, они шли сосредоточенно и быстро, перекидываясь лишь короткими замечаниями и шутками. На одних были старые отцовские шинели, на других - туго затянутые ремнём солдатские ватники. За плечами виднелись мешки, позвякивали котелки. У каждого за спиной была винтовка.
Это был первый «Партизанский отряд молодёжи имени Социалистического союза рабочей молодёжи», отправлявшийся под Гдов навстречу немцам. Почти весь наличный состав организации вошёл в этот отряд. Вначале было решено оставить для продолжения работы в каждом районе по одному члену комитета. Но выполнить это постановление не удалось. Те, на чью долю выпал жребий остаться, всеми правдами и неправдами оказывались на другой день в каком - нибудь другом отряде.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.