Второй час капитан китобойца «Слава-5» Аркадий Михайлович Морозов терпеливо обшаривал биноклем горизонт. Он стоял на мостике, высокий, широкоплечий, слегка расставив ноги. Серое небо, нависшее над океаном, вздымающиеся то там, то здесь ледяные громады, серо-зелёную вскипающую воду - вот всё, что видел он. Китов не было.
Ветер крепчал. Он срывал с волн белые гребни, бросая ледяную пыль в лицо. Судно покрывалось льдом.
И вдруг неожиданно раздался голос:
- Справа по носу фонтаны! Курсовой угол - пятнадцать градусов!
- Приготовиться к охоте! Полный вперёд! - скомандовал Морозов. Китобоец прибавил ходу.
Из каюты выбежал гарпунёр, на ходу застёгивая дождевик.
Фонтаны неожиданно исчезли. Все, не сговариваясь, взглянули на часы: Кит дышит воздухом, через 10 - 15 минут он обязательно вынырнет... А когда фонтаны показались над водою вновь, их было видно и невооружённым глазом: высокие, похожие на опрокинутый конус, слегка изогнутый ветром.
- Блювалы! Блювалы! - раздались радостные возгласы. Блювалы - самые крупные животные. Они достигают тридцати метров в длину и ста пятидесяти тонн веса.
Началось так называемое «ухаживание» за китом. Теперь успех охоты целиком зависел от гарпунёра, от его опыта, от его знаний повадок морских исполинов.
Кит - животное осторожное и чуткое. Он прекрасно слышит и, когда бежит от погони, в состоянии развить скорость до 40 километров в час. Почуяв опасность, кит тотчас же вдыхает в себя воздух и стремительно погружается, сигналя под водой товарищам и детёнышам о грозящей беде.
Гарпунёр должен рассчитать, с какой скоростью и куда направить судно, чтобы подойти к животному на расстояние выстрела - 20 - 30 метров - именно в тот момент, когда кит будет всплывать за новой порцией свежего воздуха.
Василию Логиновичу Тупикову, гарпунёру китобойца «Слава-5», команда крепко верила: не первый год бьёт он китов.
- Говорят, киты между собой переговариваются, - шутили на китобойце. - Так наш Тупиков научился перехватывать их шифровки, подходит в самый раз!
Капитан передал управление судном гарпунёру.
- Право руля! - подал команду Тупиков, ставя китобоец навстречу волне: киты всегда ходят против ветра; так их меньше качает, им легче дышать.
Нос судна стал зарываться в волне. Гарпунёр, держась за пушку, всматривался вдаль. Вода ударяла в лицо, текла за ворот, обжигала щёки, слепила.
- Малый ход! - доносится с бака спокойный голос гарпунёра. Где-то рядом должен сейчас вынырнуть кит. Все замерли в ожидании.
Даже кок, человек весёлый и шумливый, в этот миг сосредоточенно смотрел на воду. Где-то появится кит - Гарпунёр уверенно повернул пушку вправо, словно ему был хорошо виден под водой ход животного.
И в самом деле, через секунду впереди и немного вправо, неподалёку от ледяного поля, показалась сначала огромная голова, а за нею тёмно-серая с синим отливом спина блювала.
Гарпунёр прицелился.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.