«Стоп... выключить!» - раздалась снова команда. Погасло солнце... В картине это будет, видимо, очень страшно. Такая сцена снимается специальным аппаратом «рапид». Он отличается от обыкновенного тем, что если нормальная съёмка идёт со скоростью 24 кадра в секунду, то «рапидом» возможно снять 100 - 200 кадров, замедляя тем самым движение на экране в 4 - 8 раз.
Чтобы совместить такой обвал в макете с человеком, необходимо движение замедлить в 4 - 5 раз.
Если нет аппарата «рапид», такая сцена снимается в аквариуме, в маленьких масштабах, обыкновенной камерой.
От художника комбинированных съёмок требуются большое мастерство и изобретательность. Грубо сделанный макет, плохая дорисовка кадра, разоблачённые на экране зрителем, создают провал, и фильм перестаёт действовать, быть интересным, захватывающим. Тогда видна и плохая работа художника, оператора, макетчика. По их адресу раздаются в зрительном зале нелестные реплики. Но чем лучше построен макет, чем искуснее проделана работа комбинированного кадра, трюка, тем невидимее становится работа художника. И тогда зритель недоуменно спрашивает: «Где же в картине работы художника комбинированных съёмок?» И вот подобный вопрос и является высшей наградой от кинозрителя за кропотливый труд мастеру комбинированной съёмки.
Во 2-м номере читайте о величайшем русском враче Сергее Петровиче Боткине, об удивительной судьбе государственного и военного деятеля Михаила Семеновича Воронцова, о жизни и творчестве писателя Ильи Григорьевича Эренбурга, окончание детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.