Так что в этом плане подражать зачинателям Комсомольска нет надобности, а просто экономить на быте – теперь это всем ясно – невыгодно. Потери от текучести кадров и низкой производительности значительно превзойдут подобную экономию.
Но чем первостроители города юности навсегда останутся примером – так это своим энтузиазмом, самоотверженностью, беспредельной преданностью делу партии и народа, непреклонной верой в светлое будущее. Мы стали теперь значительно богаче, сильнее, опытнее, грамотнее, но порою приходится убеждаться, что нам есть чему поучиться у наших предшественников. Тогда, в тридцатые годы, Комсомольск был задуман городом на пятьсот тысяч. Исходя из этого была выбрана строительная площадка и разработан план застройки. Три его главных завода расположились по net риметру будущего города, а весь центр отдавался жилым кварталам и всему социально-культурному комплексу. Заводы сразу притянули к себе «свои» поселки. Вместо одного города получилось три разбросанных на большом расстоянии друг от друга городских района. Первые двадцать – тридцать лет это вызывало немало нареканий и пожеланий «посадить» в центре новые промышленные предприятия, которые заполнят пустоту. Но хватило выдержки этого все-таки избежать. И теперь мы видим, как разумен был тот, первоначальный план: город развивается, растет, застраивается центр города с соблюдением самых современных архитектурных требований, а отведенная пятьдесят лет назад площадка позволяет ему расти дальше.
К сожалению, иначе сложилась судьба соседнего Амурска, которому всего-то двадцать с небольшим лет. Первоначально его задумали как поселок при целлюлозно-картонном комбинате. Так и спроектировали. А когда предприятие и поселок еще не были до конца готовы, к ним у подсадили» еще один завод. Не успел он привыкнуть к новой роли, как ему еще добавили промышленности и жилого фонда, и поселок вырос в город. Готовые дороги и мощная теплоэлектроцентраль потянули сюда новые производства и так далее и так далее. Теперь Амурск, вытянувшись на многие километры вдоль реки, испытывает затруднения с городским транспортом. В его жилые кварталы вклинивается промышленность. А ведь все можно было предвидеть заранее.
Я рассказал об этом потому, что расположенный на великой реке удобный, красивый, хорошо спланированный город, не подверженный выбросам близлежащих предприятий, способствует закреплению кадров не меньше, чем устроенный быт, хорошая работа и все прочее, чем жив человек.
– Видимо, при заселении зоны БАМа придется учитывать не только прежний опыт, но и прежние ошибки?
– Сейчас мы довольно ясно представляем стратегию и общий принцип такого заселения. Главным городом на нашем участке магистрали станет Ургал, центр угольной промышленности, машиностроения, железнодорожного транспорта. Он будет застроен многоэтажными кварталами, как и положено городу его ранга. Другие поселки магистрали – лесников, горняков, железнодорожников – будут иметь двух-трехэтажную или даже коттеджную застройку. Конечно, это приведет к некоторому удорожанию инженерных сетей – водоснабжения, канализации, электроснабжения из-за некоторой растянутости, но в конечном счете все это оправдается. Люди будут жить в тайге, и они должны иметь возможность пользоваться преимуществами своего положения: иметь приусадебные участки, хозяйственные постройки для домашних животных, гаражи для автомобилей, мотоциклов, стоянки для лодок.
– В последние годы перед местными органами поставлена задача как можно более полно использовать собственные ресурсы для снабжения населения продуктами питания. Если предположить, что поток новоселов в Хабаровский край вскоре увеличится, то естественным будет ожидать и увеличения потребностей в сельскохозяйственной продукции...
– В этом нет сомнения. И в крае принимаются соответствующие меры.
Наши почвенные условия требуют значительных материальных затрат, чтобы получить плодородные земли. Поэтому размеры пашни у нас невелики. Сейчас мы располагаем примерно тремястами тысячами гектаров пашни. Конечно, есть возможность значительно прирастить этот клин за счет земель, отвоеванных у тайги и болот. Но для этого нужно провести дорогостоящую мелиорацию, удобрить их, чтобы надеяться на более или менее хороший урожай. К тому же весна и лето у нас засушливые, а к осени, в самую уборочную страду, начинаются дожди. Это, с одной стороны, требует орошения, с другой – дополнительных расходов на строительство осушительных систем. В общем, контрастные, взаимоисключающие друг друга условия значительно удорожают производство. Но мы и не собираемся конкурировать с нашим соседом, Амурской областью, где имеются отличные черноземы и около двух миллионов пахотных земель. Во внутрирегиональном дальневосточном разделении труда наша задача выглядит скромнее: обеспечить свое население в полной мере овощами, картофелем, свежим молоком, яйцами, диетическим мясом. Для этого наряду с дальнейшим развитием существующих сельских хозяйств и строительством новых совхозов на целинных землях вокруг индустриальных центров края – Хабаровска, Комсомольска, Николаевска, Биробиджана, Советской Гавани – создаются сельскохозяйственные зоны, ведущие производство на промышленной основе. Такое приближение села к городу облегчает транспортировку продукции. Строительство крупных охлаждаемых хранилищ позволило уже сейчас сохранять свежими и поставлять в торговлю буквально от урожая до урожая картофель, капусту, корнеплоды. Три новых тепличных совхоза круглую зиму обеспечивают население свежими огурцами. А мы строим под Биробиджаном еще один мощный тепличный комбинат и ведем проектирование таких же комбинатов в Николаевске и Советской Гавани.
Недалеко от краевого центра построена Дальневосточная птицефабрика на 550 тысяч кур-несушек, дающая 130 миллионов яиц в год, и бройлерная фабрика «Хабаровская» с годовой производительностью 10,5 миллиона цыплят. Оба предприятия сданы в эксплуатацию на два с половиной года раньше установленных сроков. С опережением нормативных сроков были построены Некрасовский и Дземгинский свинокомбинаты, а также ряд молочных комплексов. В исключительно короткие сроки были построены два крупных (на 3 тысячи и 6 тысяч голов) комплекса по направленному выращиванию племенных телок. Все эти объекты сооружались блоками, что позволило параллельно со строительством производить животноводческую продукцию.
Сейчас таким способом заканчивается сооружение мощного скотооткормочного комплекса «Дружба», в котором ежегодно будет откармливаться 10 тысяч бычков. Все эти меры ускоряют решение проблемы удовлетворения спроса населения в продуктах животноводства.
Немалым подспорьем в этом деле является развитие коллективного садоводства и огородничества, которые очень популярны и находят поддержку наших партийных и советских органов. Садовые участки – не только свежий картофель, овощи и ягоды прямо с грядки, это еще и хороший отдых после рабочей недели. Особенно если участок рядом с Амуром или другой рекой. Свой сад, что ни говорите, тоже делает человека оседлым...
Но все-таки отдаленность Хабаровского края, по-моему, частично смущает тех, кто в принципе хотел бы приехать сюда жить и работать. Тем более, у него столько прославленных конкурентов, которые лежат поближе: «Атоммаш», Уренгой, КАТЭК, Саяно-Шушенская ГЭС...
– Наша отдаленность относительна. До Москвы, как я говорил, восемь – восемь с половиной часов лета. В Киев, Ленинград, Ташкент, Минеральные Воды можно попасть за девять часов, в Сочи и Симферополь – за одиннадцать. Надбавки к зарплате, которые получают дальневосточники, в принципе делают такие путешествия вполне доступными. Система «Орбита» позволяет нам принимать прямые телепередачи из Москвы. Хабаровчане читают свежие центральные газеты раньше москвичей. У нас регулярно гастролируют московские и ленинградские театры – есть где их принять.
В крае одиннадцать вузов и тридцать четыре техникума, короче, новоселы получат у нас не только работу, но и возможность учиться, отдыхать, повышать свой культурный уровень.
Однако сделано, конечно, не все.
Хотел бы поделиться вот каким наблюдением. Вспомните предвоенное время – сколько тогда было кинофильмов, посвященных Дальнему Востоку: «Волочаевскиедни», «Комсомольск», «На границе»...
– «Девушка с характером»! Ведь эта кинокомедия о движении хетагуровок призывала девчат ехать на Дальний Восток. Даже «Трактористы», фильм об украинских хлеборобах, не остался в стороне: песня «Три танкиста», которую исполняет там Николай Крючков, все о том же Амуре, над которым тучи ходят хмуро.
– А «Катюша», которая не стареет вот уже сорок лет! Ведь там девушка посылала свою песню-привет бойцу на дальнем пограничье.
– До сих пор поют «По долинам и по взгорьям», «Дальневосточную»,
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.