На передовых аэродромах

Н Денисов| опубликовано в номере №361, июнь 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но плотные, густые сумерки заставили прекратить преследование. Широко расставив шасси, «ЛАГГи» заходили один за другим на посадку и, приземлившись, быстро заруливали в кусты.

- Летать начали, когда эта полоска была шириной в полсотни шагов, - гордясь точными посадками, оказал Брык.

За несколько суток летчики создали на снежной целине искусно замаскированный, годный для колесных шасси аэродром. Немцы, ежедневно рыская по небу, до сих пор не обнаружили площадку.

Ночью в бревенчатой русской избе при тусклом свете керосиновой лампочки мы с начальником штаба размечали завтрашний боевой день. Начатую операцию следовало поддержать несколькими ударами из этой засады. На карту наносились разорванные восьмерки - условный знак воздушного патруля, подсчитывалось время полета до намеченных целей, составлялся график штурмовки. Время от времени мы, прислушиваясь, выходили на крыльцо. Небо было закрыто облаками. В воздухе слышалось урчание моторов. Уловив знакомые тона, мы говорили «свои» и возвращались к работе. Операция продолжалась. Фашистам не было покоя и этой ночью.

... С утра истребители приступили к боевым полетам. Пока на моей машине разогревали мотор, я разговорился с начальником штаба. Прохаживаясь около рации, он бросал отрывистые, лаконичные фразы. Время от времени он пытливым взглядом окидывал горизонт, небо, примерялся к высоте облачности, оглядывался, тут ли Брык, и снова возвращался к начатой мысли:

- Сколько пришлось повозиться с маскировкой! Народ упрямился: немцы, мол, зимой летать не умеют...

- В начале зимы они действительно, свернулись.

- Ну да... потрепали осенью... трудности. зимней эксплоатации... Только надо смотреть глубже. На тыловые аэродромы. Немцы там тренируются, готовят кадры. Собираются вернуть свое положение в воздухе. Видите? Опять шмыгают!..

Держа курс на запад, по горизонту крались два «мессершмитта». Люди быстро разбежались в укрытия, народ стал к зенитным пулеметам и пушкам.

- Брык, приготовиться! - приказал начальник штаба.

Немцы шли стороной, не замечая засады. Выждав их подхода к холмам, Брык выпустил из кустов пару «ЛАГГов». Бреющим полетом, как и было намечено, они помчались вслед за «мессершмиттами».

Спустя десять минут радист принял короткое сообщение. Истребители, выследив «в хвост» место посадки немецких самолетов, доносили координаты их аэродрома. У Брыка уже все было готово. Он сам повел два звена «ЛАГГов» на цель. На линии фронта от их грозных теней немцы шарахались в стороны, прятались в сугробы, залезали в промерзшие, покрытые инеем окопы. Но летчики берегли свои патроны и снаряды для более важных объектов.

Брык прекрасно знал местность. Он вел звенья самым скрытным путем, проскальзывая по лощинам, плавно перескакивая через пригорки, иногда спускаясь ниже запушенных снегом крон сосняка. «ЛАГГи» вынырнули к вражескому аэродрому из - за леса. Большую поляну накрест пересекала темная взлетная полоса. На ней в хвост друг другу стояли четыре «юнкерса». Еще три машины осторожно заруливали к опушке леса. Над площадкой маячил похожий на осу «хейнкель».

Первый пушечный залп звенья дали по опушке леса, где неясными очертаниями проступали силуэты немецких самолетов. Взметнувшиеся вверх елки и сосны оголили стоянку фашистских машин. Теперь каждый «ЛАГГ» действовал самостоятельно. Яростно гудя моторами, изгибаясь в крутых разворотах, наши самолеты обрушили на аэродром снопы зажигательных и бронебойных пуль. Еще раз снаряды. Еще пулеметные очереди. Кто - то, взмыв вверх, в упор пронзил снарядом «хеншель» - и тот, объятый пламенем, рухнул в лес. Справа, с холма, вспыхивал красноватыми точками зенитный пулемет. Брык спикировал на него - и огоньки выстрелов погасли. Опушка леса горела. Четыре костра дымились на летном поле.

Брык покачал крыльями самолета. «ЛАГГи» быстро пристроились в пеленг и, выпустив на последнем заходе оставшиеся патроны, ушли за лес. Сзади густой шапкой висел черный дым, вставали острые языки пламени.

... К вечеру, облетев еще несколько площадок, я вернулся в свой штаб. Перед докладом генералу мимоходом заглянул в аппаратную. Телеграфист наклеивал на бланки узенькие полоски бумаги. Доносили из засады истребителей: эскадрилья Брыка, вылетев повторно, встретила группу немецких бомбардировщиков и, завязав с ними воздушный бой, сбила еще три вражеских самолета.

На ложном аэродроме

В эту ночь надо было обязательно обмануть немцев и облегчить выполнение одной важной операции. Ночные бомбардировщики должны были разрушить крупный опорный пункт фашистов. Генерал направил меня на Н - ский аэродром.

Первое, что бросилось в глаза при посадке, был черный с большими желтыми крестами на фюзеляже, наполовину зарывшийся в снег немецкий транспортный самолет. В стороне валялись обледенелые куски крыльев, элеронов, целлулоидных колпаков. На рулях поворота сквозь прозрачную корку льда проступала черная свастика.

У уютных снеговых бастиончиков, возле кустарника, стояли наши легкие бомбардировщики. Сзади них курилась голубоватым дымком большая землянка. Вдалеке темнели постройки железнодорожной станции. Еще дальше торчали фермы разрушенного моста.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены