Наш герой не похож ни на того, ни на другого. Наш герой - полон жизни, он дышит полной грудью, он преодолевает все трудности на пути социализма, он волнуем сотнями всевозможнейших проблем и т. д. Это должен показать художник. Он должен показать но вое, социалистическое в нашем герое, показать, как рождаются новые черты и как преодолеваются старые. И в выполнении этой задачи не должны стоять никакие искусственно созданные тематические, формальные рогатки перед писателем.
Тов. Вельмин переходит к вопросам качества учебы литударников. Учеба в настоящее время во многих кружках поставлена так, что она не обеспечивает в должной мере творческого роста молодых писателей. До сих пор еще встречаешься с отголосками глубоко неправильного, глубоко вредного лозунга б. РАПП: «Ударник - центральная фигура пролетарской литературы...» Эти настроения вызывают поверхностное отношение к учебе, пренебрежение к овладению культурой, и им, мы должны дать самый резкий отпор.
- Мне кажется, что заслуживает чрезвычайного одобрения курс организационного комитета Союза советских писателей на консультацию в системе учебы ударника. Мне скажут, что это - вопрос не новый, что консультация у нас в литорганизациях давно практикуется, и т. д. Тем не менее этот курс, действительно серьезный, глубокий курс на консультационный метод учебы литкружков, который сейчас взял оргкомитет, заслуживает всяческого одобрения. К величайшему нашему огорчению, литературные институты, тот же самый ЛИЯ Комакадемии, принимают весьма слабое, незначительное участие в организации консультации для начинающих писателей.
Консультация в развертывании нашего конкурса должна занять центральное место. Она поможет нашим ударникам, призванным в литературу, овладеть литературной техникой, повысить культурный и политический уровень.
- Я полагаю, - говорит в заключение т. Вельмин, - что наш конкурс, начатый по инициатива «Электропровода» и завода им. Лепсе, поддержанный организационным комитетом Союза писателей, «Сменой», оживит работу литературных кружков, Повысит качество учебы и будет содействовать творческому росту молодых писателей.
Тов. Федор Гладков дал творческую путевку участникам конкурса:
- Мало, товарищи, знать свой завод. Мало писать только о том, что произошло непосредственно перед глазами. Писатель должен знать эпоху и стоять на высоте мировоззрения своего класса. Только тогда имеет значение зарисовка бытовых явлений, когда эта зарисовка связана с непосредственным нашим идеалом - построением социализма - нашей мечтой. Вобрать в себя все наше будущее, которое уже осуществляется, почувствовать эту мечту и изволноваться ею - это уже предпосылка к тому, что писатель есть. Писателем становится только тот, кто почувствует искусство как постоянно обновляющийся, постоянно (волнующий писателя образ. Если же это для тебя обязанность, - лучше не пиши.
Тов. Гладков рассказывает, какое потрясающее впечатление произвели на него первые произведения Максима Горького. Почему это произошло? Почему были забыты такие писатели, как Крестовский, Долин, которые тоже писали о голытьбе, а Горький вошел в мировую литературу?
- Потому - отвечает т. Гладков, - что у Горького при наличии огромного громокипящего таланта было и другое - было насыщение Художественной ткани произведений этой самой мечтой.
Горький мог так писать именно потому, что уже в то время он был в рядах организующегося, борющегося за свою мечту рабочего класса. Вот как надо почувствовать силу коллектива, силу той среды, с которой писатель сросся, почувствовать ее основной нерв. И вот это чувство при наличии дарования и создает нашего писателя социалистической эпохи.
Нам нужно поучиться у Горького вот чему: человек начал с маленькой вещи - с газеты. Газета в наших условиях - массовое явление. Нам нужно особенно хорошо научиться работать в газете, не гнушаться стенновками, многотиражками. Только тогда будут из вас хорошие писатели, если и ваша заводская газета будет хорошая.
Что для этого нужно? Очень мало. Но очень трудно это малое ухватить - уметь писать так, чтобы немногими словами охватить неизмеримо много. Фраза: как ее сформулировать? Как в немногом дать целый мир? И вот тут на сцену выходит такой секрет: надо уметь грамотно писать, с одной стороны. И, с другой стороны, надо охватить всю художественную литературу всех эпох, не только нашу русскую литературу, но и мировую.
Алексей Максимович учился в начальной школе - не кончил. Но вы поглядите - Горький является одним из культурнейших людей мира. Человек охватил невероятнейшее количество знаний. И сейчас он работает также очень много.
Вам, товарищи, нужно знать и фольклор и все достижения литературы последних лет. Школы нужно знать. Это глупость, когда вам говорят: вы должны писать так, чтобы такой - то метод усвоить. Я считаю, товарищи, глупостью, что все должны какой - то один метод усвоить. Была ошибка у «На литпосту», когда он однажды провозгласил метод Толстого методом пролетарской литературы. Это - антиленинская чушь. Толстой был для своей эпохи может быть новатором, для своего класса, для своей эпохи представлял творческую величину. Мы можем изучать Толстого, пользоваться всякого рода его, Толстого, достижениями. Но сказать, что мы должны писать так, как Толстой, быть эпигонами Толстого, - это неверно. Ведь после Толстого прошло полстолетия. Литература не стояла на месте. Диалектика нашего развития требует изучения и той литературы, которая была после Толстого. Маяковский произвел революцию в области формы стиха. Мы должны это знать. Символисты проделали огромнейшую работу в области стихотворной и беллетристики. От Горького история нашей литературы прошла еще несколько ступеней. Мы пришли к ударной речи, лозунгу, ударному плакату, к броску словом, краской. Всем этим надо овладеть.
Конкурс - это экзамен, известный рубеж, это столб верстовой, и вот между эти м.и верстовыми столбами надо уметь систематически, каждый день работать над собой, учиться и главным образом овладевать способностью писать.
После выступлений тт. Вельмина и Гладкова один за другим брали слово представители литературных кружков.
Делегаты «Электропровода» - тт. Резник, Мерлис (руководители литкружка), Николяев (партком) и Певзнер (комитет ВЛКСМ) - рассказали о большой подготовительной работе к конкурсу. Отрадным явлением было присутствие на слете представителей партийного и комсомольского комитета завода.
Девять литкружковцев «Электропровода» сделали творческие заявки, они уже работают над художественными произведениями в порядке соревнования. Тов. Васильев пишет поэму «Уралмедь», т. Резник готовит большую производственную повесть, т. Заикина разрабатывает цикл бытовых новелл, и т. д. Трудность в том, что все эти ребята очень загружены. Заикина является секретарем кружка, членом комитета ВЛКСМ, редактором молодежной и литературной страниц. К тому же она живет за городом, и ей приходится писать в трамвае, в поезде. Комитет комсомола должен обеспечить творческому ядру завода, состоящему на 80 проц. из (молодежи, нормальные условия для работы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Воспоминания о Деникинском подполье 1919 г. в Харькове
Что будет издавать «Молодая гвардия» в 1933 г.