Молодая гвардия

А Фадеев| опубликовано в номере №589, декабрь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Очень хорошо, - сказал он. - Ты это каждому скажи, кто ни зайдёт, вот как я. А ещё лучше - выйди на улицу и каждому встречному-поперечному: «Иду, мол, на беспощадную борьбу, желаю замаскироваться, помогите!»

Володя вспыхнул.

- Вы же не встречный-поперечный, - сказал он, внезапно помрачнев.

- Я то, может быть, и нет, но ты этого в нонешнее время знать не можешь, - сказал Лютиков.

Володя понял, что Филипп Петрович начнёт сейчас учить его. И Лютиков действительно стал учить Володю.

- Доверчивость в таких делах может жизни стоить, - времена изменились. К тому же сказано: и стены имеют уши. И не думай, что они такие простаки, они хитры по-своему, - и Лютиков чуть кивнул головой в сторону двери. - Ну, на твоё счастье, я человек известный, имею задание вернуть всех на работу в мастерские, за тем и пришёл к тебе. Ты это и матери и сестре скажи. И этим скажи, - и он снова кивнул в сторону двери. - Мы на них поработаем... - сказал он и поднял свои строгие глаза на Володю.

Володя сразу всё понял, - он даже побледнел.

- Кто из своих ребят, на кого можно положиться, остался в городе? - спросил Филипп Петрович.

Володя назвал тех, кого он знал лично: Толю Орлова, Жору Арутюнянца и Ваню Земнухова.

- И ещё найдутся, - сказал он.

- Установи связь сначала с теми, на кого, считаешь, можно вполне положиться, да не со всеми вместе, а с каждым порознь. Если убедишься, что люди свои...

- Они свои, Филипп Петрович...

- Если убедишься, что люди свои, - продолжал Лютиков, словно не расслышал замечания Володи, - аккуратно намекни, что есть, мол, возможности, согласны ли...

- Они согласны, только каждый спросит: а что я должен делать?

- Отвечай: получишь задание. А тебе я и сейчас задание дам... - И Лютиков рассказал Володе о закопанном в парке шрифте и точно указал место. - Разведай, можно ли выкопать. Нельзя, - доложишь мне.

Володя задумался. Филипп Петрович не торопил его с ответом: он понимал, что Володя не колеблется, а просто обдумывает дело, как человек серьёзный. Но Володя думал не о том, что предложил ему сейчас Лютиков.

- Я буду с вами совсем откровенным, - сказал Володя. - Вы сказали, что я должен поговорить с ребятами по одиночке, - это я понимаю. Но и в разговоре по одиночке я должен дать им понять, от кого говорю... Одно дело, если я буду действовать, как единоличник, другое, если я скажу, что я получил задание от человека, связанного с организацией. Имени вашего я не назову, да никто из ребят и не спросит, - разве они не понимают? - Володя сказал это, желая предупредить возражения Филиппа Петровича, но Лютиков ничего не возразил, он только слушал Володю. - Конечно, если бы я поговорил с ребятами просто как Осьмухин, они тоже поверили бы мне... Но ведь они всё равно стали бы искать связей помимо меня с подпольной организацией, - ведь я им не указ, там есть ребята постарше и... - Володя хотел сказать «поумнее меня». - Вообще среди ребят есть такие, кто больше интересуется политикой и лучше в ней разбирается. Поэтому лучше сказать ребятам, что я не сам от себя действую, а от организации. Это - раз, - сказал Володя. - Два: чтобы выполнить ваше задание насчёт типографии, нужно несколько ребят. А этим и подавно надо объяснить, что это - серьёзное задание и откуда оно идёт. И тут у меня тоже вопрос к вам. У меня есть три друга: один старый друг - Толя Орлов, других два новых, но это ребята и раньше хорошо мне известные и в беде проверенные, им я тоже верю, как самому себе, - это Ваня Земнухов и Жора Арутюнянц. Могу я их собрать вместе, посоветоваться?

Лютиков некоторое время помолчал, глядя на свои сапоги, потом поднял глаза на Володю и чуть улыбнулся, но лицо его снова приняло строгое выражение.

- Хорошо, собери этих ребят и прямо скажи, от кого действуешь - без фамилии, конечно.

Володя, едва сдерживая волнение, овладевшее им, только головой кивнул.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены