У подростков есть прекрасная особенность: они очень легко ставят себя на место героев спектакля и переживают их судьбу как свою собственную, со всей силой душевной отдачи. Показателен в этом отношении спектакль-диспут «Думая о нем». Здесь театр вступает в прямой диалог с залом. На сцену из рук в руки передаются записки, в которых благодарность, сомнения, вопросы... Спектакль побуждает к раздумьям о самом главном в жизни: о природе героизма, об истоках мужества, о вечных нравственных ценностях – памяти, долге, Родине.
Наш зритель постоянно изменяется. И мы, работники театра, должны быть очень чутки к этим изменениям, иначе слова, произносимые со сцены, могут не дойти до сердец сидящих в зале ребят. Поэтому мы стараемся использовать самые различные формы общения с подростками, чтобы лучше знать, понимать, чувствовать их проблемы и настроения. У нас в театре есть, так сказать, зрительский «парламент», который самым активным образом участвует в обсуждении творческой жизни ТЮЗа, мы часто встречаемся с ребятами в клубе «Искусство», бываем в школах, рассказываем о театре, о своих поисках, советуемся и, основываясь на мнении наших зрителей, вносим коррективы в свою работу.
Подросток не терпит фальши. И если он увидит несоответствие между принципами, которые проповедует театр, и личностями людей, причастных к театру, в нем может возникнуть скептицизм и неверие в эти самые принципы. Отсюда ясно, какая огромная ответственность лежит на всех работниках театра вообще и на работниках ТЮЗа в особенности. Все мы должны и в жизни быть родственными по духу тем героям, которые со сцены нашего театра утверждают идеалы добра и справедливости.
Подросток хочет чувствовать себя самостоятельным, хочет быть «на равных» со взрослыми, он требует к себе уважения. Он хочет ощущать себя личностью – полноправной частицей человеческого общества, хочет ощущать себя необходимым другим людям. Поэтому, по моему мнению, лучший зрительный зал – это тот, где шести-семиклассники сидят рядом с десятиклассниками и студентами, рядом с родителями и старшими братьями. В таком зале возникают драгоценные эмоциональные связи между людьми самого разного возраста, возникает та прекрасная, истинно театральная атмосфера, в которой и рождается вечно новое чудо театрального искусства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.