«Смена» печатает отрывок из повести Елены Успенской «Наше лето». Действие происходит в 1948 году на летней практике студентов-биологов, накануне сессии ВАСХНИЛ. Полностью повесть будет опубликована в альманахе «Год 35-й».
Вернувшись из колхоза. Любушка прошла в лабораторию. Сегодня Вера Васильевна принимала зачёт по зоологии позвоночных. Любушка сдавала первая. Она ничуть не волновалась. Знала всё назубок. Дневник аккуратный. Карты точные. Улыбаясь, она протянула зачётную книжку. Но Вера Васильевна медлила, покусывая кончик самопишущей ручки.
- Простите, Вера Васильевна, я очень спешу, - не утерпела Любушка.
- Куда же вы спешите?
- У нас сегодня доклад. По генетике. Профессор Шуйский с ассистентом из города приедут. Надо всё подготовить...
Вера Васильевна поглядела на Любушку и медленно вывела колючую, тощую четвёрку. Любушка обиженно повела плечом, взяла зачетку, но не ушла, а продолжала стоять перед Верой Васильевной в выжидательной позе.
- Вы же спешите...
Любушка помахала зачёткой, вероятно, чтобы высохли чернила.
- А почему я ничего не знаю об этом докладе, Люба?..
- Так это же не по учебной программе. В порядке комсомольского мероприятия. Текущие дела.
Вера Васильевна покачала головой:
- Всё у вас, Люба, текущее. А вы бы остановились да подумали. Где же и когда состоится ваше мероприятие?
- В семь вечера. В столовой.
- Почему в столовой?
- То есть как почему? - Любушка растерялась окончательно.
- Я вас спрашиваю, почему в столовой? Ведь это не закрытое комсомольское собрание?
- Нет.
- Так почему в столовой? Разве не лучше в лесу? Вот так же и прошлое собрание об успеваемости. Вы о чём говорили? О ботанике, о зоологии. О птицах. О травах. А они кругом, куда ни глянь. А вы в столовой. Душно. И холодным салом пахнет. Скучно же это, Люба. Ну скажите мне, в каком пункте устава написано, что комсомольские, как вы их называете, мероприятия надо проводить непременно в самом унылом месте из всех возможных? В каком пункте устава?
- А в каком пункте устава написано, что в лесу?
- А вот и написано. - Вера Васильевна внимательно поглядела на румяное обиженное лицо девушки. - Обиделись? Да ежели вы, Люба, на меня обижаетесь, кого же вы тогда слушать будете? Я комсоргом была, когда вы ещё под стол пешком ходили. Надулись! Четвёрку вам поставила. А так хотелось получить пятёрку! - Вера Васильевна засмеялась. - Ах, как хотелось пятёрочку, кругленькую, мягонькую, как подушечка... Подложи под щёчку и спи сладко. Почивай на лаврах. Нет, Люба, не поставлю. Не поставлю, потому что зоологию вы так же знаете, как устав. Недостаточно...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.