Когда оживает история

Г Анатольев| опубликовано в номере №875, ноябрь 1963
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Это все, что мне удалось сберечь с восемнадцатого года, – сказал доктор Казимеж Седлачек. Он рассказал, как в то далекое время холодной осенью в комендатуре солдаты топили печку книгами. Тогда-то он, молодой солдат, и спас несколько экземпляров...

Теперь стало ясно, почему поиски не давали результатов.

Но в начале пятидесятых годов сотрудники Краковского воеводского архива, разбирая фамильные бумаги высокородных князей Чарторийских, вдруг прочли: «С чем кадеты идут на выборы?»

Прямые, энергичные строчки остроугольных букв. Почерк решительный, красивый...

Так был найден краковско-поронинский архив, который искали тридцать лет. В нем оказалось 1 070 документов. Из них 250 (579 листов) принадлежало перу Ленина.

В 1954 году польские товарищи торжественно, в серебряном сундучке с серебряным ключом передали этот архив в дар ЦК КПСС.

Чтобы показать значение архива, приведем один только факт. По надписи, сделанной Владимиром Ильичем на конверте письма из США, удалось установить, что это сокращенный перечень его статей в «Правде» за май – июнь 1913 года. Так установили, что Ленин был автором четырнадцати статей, опубликованных в это время без подписи. Кстати, сотрудники института установили, что Владимир Ильич пользовался почти восьмьюдесятью псевдонимами.

Много документов разыскали работники института. Более 30 тысяч ленинских документов хранится здесь. Но и сегодня еще не найдено значительное число материалов. Известно, например, что знаменитой работе «Материализм и эмпириокритицизм» предшествовали «Записки рядового марксиста по философии». Их нет. Нет и второй части книги Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?».

Не найдена большая группа писем, относящихся к девяностым годам. Они хранились в Самаре у социал-демократа Арцыбушева. По неточным сведениям, он закопал их в оцинкованном ящике на одном из островов против города. Многочисленные поиски общественности и специалистов даже с помощью миноискателей результатов не дали. По всей видимости, остров ушел под воду... Кто знает, может быть, и сверкнет этот ящик перед глазами удачливого аквалангиста!

30000 документов! И каждый из них будет храниться вечно. Но ведь бумага подвержена старению и разрушению. Да и нередко документы поступают в очень плохом состоянии. Как уберечь их? Этим занимаются в институте сотрудники лаборатории консервации и реставрации документов.

На первый взгляд все, что они делают, очень просто. Но эта простота требует виртуозного, артистического мастерства.

Документ прошел обработку в специальной дезинфекционной камере. Пары формалина убили споры плесени – самого страшного врага бумаги.

Большую трудность представляет монтаж отдельных фрагментов документа. Неправильный монтаж может привести к деформации оригинала, а клей – со временем – «погасить» текст. Реставратор должен знать характер и свойства различных сортов бумаги и клея. Н. ф. Анисимова пользуется мучным. В результате многочисленных опытов и проб ока составила собственный рецепт: клеит на вид водой, а прочность отличная.

В последнее время в целях более надежной сохранности документов в институте приступили к так называемому ламинированию. Приведенный в порядок, очищенный и, если был порван, смонтированный на миколентной или конденсаторной бумаге документ покрывается тончайшей полиэтиленовой или ацетатцеллюлозной пленкой. В специальном аппарате пленка, нагреваясь, немного растапливается и под давлением соединяется с документом. Теперь ему не страшны ни вода, ни солнечные лучи, ни какие-либо механические повреждения. Пленка защитит его.

Но вот поступил документ, текст которого почти выцвел, угас или залит чем-то. Он отправляется в лабораторию секции кинофотодокументов, где его прочтут обязательно.

Выявляют текст, фотографируя его в различных спектральных зонах с использованием специальных фильтров, а также с помощью съемки в невидимых инфракрасных и ультрафиолетовых лучах. Или фотографируют ультрафиолетовой или инфракрасной люминесценцией. Тот или иной способ диктуется причиной угасания текста, его основой – бумагой и составом красителей – чернилами. Интересно, что иногда помогает именно бумага: она реагирует на лучи, а чернила нет.

Прежде чем документ поступит в стальные сейфы на вечное хранение, где ему создан самый лучший климат (температура 16 – 17°, влажность 60 – 65%), в лаборатории снимут с него фотокопию, которой и будут пользоваться ученые...

Напряженной жизнью живет институт: военные историки завершают шеститомный труд о Великой Отечественной войне. Готовится к изданию новое, 55-томное Собрание сочинений В. И. Ленина. Особенностью этого издания является публикация не только законченных трудов, но и подготовительных материалов. Кстати, подготовительные материалы к знаменитой книге «Развитие капитализма в России» занимают столько же места, сколько и сама книга. Выпускается 2-е издание Собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. И, конечно, главное научно-творческое задание института – написание многотомной истории КПСС.

В «Смене» № 13, рассказывая об издании многотомной Истории КПСС, мы сообщили: сотрудники Института марксизма-ленинизма на протяжении ряда лет разыскивают фотографию одного из двадцати «искровцев» – делегатов II съезда РСДРП, Г. М. Мишенева. Девятнадцать фотографий уже подготовлены к опубликованию. Отсутствовала лишь эта, двадцатая. Тогда «Смена» спросила у читателей: «Может, в семейных фотографиях ваших дедов и прадедов как раз и находится разыскиваемый снимок?»

Вскоре в редакцию пришло письмо из Уфы. Писал племянник Г. М. Мишенева – Николай Прокопьевич Борисов. Он сообщал, что в Уфе живет сестра Герасима Михайловича – Евдокия Михайловна. В Уфу полетела телеграмма: нет ли у вас фотографии? Ответ был неутешительный.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены