Хутора и хуторяне

Леонид Плешаков| опубликовано в номере №1111, сентябрь 1973
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сургут возник и рос как типичный ведомственный город. А ведомства, как правило, местным властям не подведомственны. У них ведомственные планы, программы, ведомственные средства. Ведомственные заботы. И своя, ведомственная, субординация.

Генеральным заказчиком Сургута определены нефтяники, но чувствуется: эта роль их не «греет». Да и понятно: город уже запущен, искорежен. Прежде чем строить новое, нужно тратиться на снос уже существующего. А зачем? Тем более рядом Нижневартовск с ожерельем великолепных месторождений. С блестящими перспективами. С меньшими хлопотами, а главное, отличным предлогом свалить на чужие плечи заботы о Сургуте. Тем более что Нижневартовск «свой», чисто нефтяной, а Сургут — многоотраслевой, многоведомственный. Геологам он тоже не нужен. У них и программа-то три дома на всю пятилетку. Энергетики построят больше, но поднять весь город им не под силу. Газовикам — тоже.

Пятнадцать проектных организаций страны занимаются проектированием гражданского строительства в городе. Шесть основных заказчиков ведут его. А горисполком не в силах — нет средств, нет достаточных прав, нет кадров — проконтролировать их деятельность. По идее у такого быстро растущего города должен быть хороший штат высококвалифицированных архитекторов. Однако во время моего приезда оставалась вакантной даже должность главного архитектора. Занимавший ее ранее Олег Владимирович Шока перевелся на Урал, не выдержав и трех лет «сургутской специфики».

— Может быть, — говорю я Белецкому, — имеет смысл создать дирекцию строящегося города, наподобие тех, что функционируют при сооружении ГЭС и крупных промышленных объектов? Передать дирекции все ведомственные средства, отпущенные на градостроительство. Наделить ее широкими полномочиями по заключению договоров с проектантами, подрядчиками, по контролю за их деятельностью. Такой независимой дирекции, к тому же ясно представляющей перспективу города, легко было бы выделять главные на данный момент участки строительства, сосредоточивать на этих направлениях необходимые средства, маневрировать ими в зависимости от непредвиденных обстоятельств.

— Такие предложения уже обсуждались. Но опять-таки много неясностей. Взять хотя бы такую мелочь — зарплату. Если дирекцию создать при горисполкоме, то ее работники будут получать раза в два меньше, чем специалисты такой же квалификации, занятые у нефтяников. Если ее «провести» по министерству коммунального хозяйства — там оклады еще ниже. При таком положении собрать в дирекцию самые опытные, высококвалифицированные, энергичные кадры — дело нереальное. А без них теряется весь смысл такой организации.

А город тем временем растет. И «хуторская стихия», пренебрегая дебатами на любом уровне, ведет сражения по всему фронту. В мой приезд в бой ввязалось еще одно «удельное княжество» — железная дорога. Скоро стальные рельсы дотянутся от Тюмени до Среднего Приобья, и тогда в тайге, километрах в четырех от Сургута, вырастет станция, городской вокзал. Железнодорожники требуют выделить рядом участок для поселка эксплуатационников. Горисполком предлагает им место для жилья в центре. Те упираются: трудно будет возить людей на работу. Горисполком: подведем автобус. История, аналогичная тобольской. Финал пока неясен.

— Как думаете, уломают они вас? — спрашиваю Семена Владимировича.

— Они не нас уломают, а кого повыше. Те тоже уламывать нас не будут. И приказывать не станут. А только спросят: что ж вы, товарищи, тянете с этим вопросом? Думаю, что свой поселок железнодорожники посадят там, где хотят. А это протянет город еще километра на три-четыре, а то и все пять. Но мы будем отстаивать свое мнение, — закончил Белецкий без особей уверенности в конечной победе...

В общем, приступив к широкому строительству на Тюменском севере, мы не только не сумели точно рассчитать функциональные задачи будущих городов и поселков, их размеры и последовательность застройки, мы не определили четко их хозяев. Местные исполкомы не наделены должной властью и средствами. Средства сосредоточены в руках ведомств, хотя ясно: основная их задача — расширение промышленного производства, а грамотное градостроительство — проблема третьестепенная. Заранее было понятно и другое: каждое ведомство трактует «свою» задачу и «свою» проблему «по-своему», и некому обуздать все эти центробежные силы.

Не приводя никаких параллелей, хочется все-таки вспомнить библейскую историю о Вавилонской башне. Возмущенный дерзкой человеческой мечтой построить столп, чтобы залезть на небо, господь бог вроде бы не предпринял в противовес ничего особенного: громы не метал, мор не напускал, даже очередного потопа не устроил. Он просто заставил говорить людей на разных языках, и шедевр доисторической высотной архитектуры остался незавершенным.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере



Добежать до себя

Документальная повесть об олимпийском чемпионе Валерии Борзове и его тренере Валентине Васильевиче Петровском