Неотвратимо веление времени. Новое, молодое сменяет у руля истории все, что состарилось, отжило, что стало вчерашним днем человечества. И как под напором жизненных соков лопается жухлая оболочка семян, так трещат и расползаются сети рабства и невежества, которыми капитал некогда опутывал целые континенты
…Еще три с половиной года назад Куба была островом, где правил кровавый дракон Батиста. С тех пор многое переменилось. Став хозяином своей страны, кубинский народ приступил к строительству новой жизни.
Ветер истории наполняет паруса тех, кто держит курс по восходящему солнцу. Но, чтобы построить новую жизнь, навсегда освободиться от отсталости, нужно преодолеть большие трудности, необходимы усилия и дружеская помощь очень многих людей. Именно потому идут сейчас на Кубу из Советского Союза и стран социалистического лагеря караваны судов с машинами, материалами, специалистами.
Этой осенью в нашу страну прибыла новая группа смуглых, подтянутых парней с нарукавной нашивкой Национального института аграрной реформы. Эти юные «гуахирос», как называют на Кубе крестьян, приехали к нам учиться.
Как и в прошлом году, разъехались они по разным концам страны, чтобы изучить новейшую сельскохозяйственную технику, познать секреты мелиорации и обработки полей. Революционному народу, строящему новое хозяйство, очень нужны умелые руки. Но сколько для этого нужно знать, как многому надо научиться!
Славянск-на-Кубани... В этом городе хлебосольного Краснодарского края любой покажет вам усадьбу с надписью на воротах: «Училище механизации сельского хозяйства № 4». На ее территории – шеренги сельскохозяйственных машин, выстроившихся вдоль светлых корпусов. Трудовой день у прибывших сюда молодых посланцев острова Свободы начинается спозаранок. После зарядки и завтрака одни садятся изучать русский язык, другие идут в мастерские: учатся владеть инструментом. Остальные – в поле, к уборочным агрегатам. Надо многим овладеть на опыте: ребята хотят стать механизаторами высокой квалификации. И они станут ими, как те несколько сот их земляков, которые вот так же приезжали в Советский Союз учиться и уехали в начале минувшего лета на родину.
Сейчас парни шлют длинные письма, написанные по-русски. Они пишут, как радостно уничтожать следы долголетнего господства американских монополий, по вине которых благодатная земля не могла прокормить народ: Куба была громадной плантацией сахарного тростника, все же необходимое продовольствие приходилось закупать в США.
Когда на усадьбу славянского училища опускается вечер, наступает время заслуженного отдыха. Можно посмотреть кино, сыграть в волейбол или баскетбол. Но многие сидят в эти часы за книгой, шелестят страницами газет. Кто-то вздыхает: «Как-то сейчас дома? Как ты думаешь, Алисио?» Кто это спрашивает, не Анхель? Наверно, он. Анхель Аяла оставил на родине семерых братьев и трех сестер. Теперь-то он может быть за них спокоен: отец получил землю, возделывает кофе. Но там трудные дни: американские империалисты не оставляют в покое Кубу. Вот газеты «Революсьон», «Нотисиас де Ой» (почта доставляет их регулярно) бьют тревогу: военное министерство США набирает в армию и во флот кубинских изменников, бежавших от революции. Идут военные приготовления и на военно-морской базе США Гуантанамо, расположенной на родном побережье. «Линией фронта» называют американские газеты границу территории этой базы.
Сообщения одно тревожней другого: «США хотят удушить революцию экономической блокадой», «В Вашингтоне собираются создать «эмиграционное правительство Кубы»... Шелестят страницы... «Будьте начеку, компаньерос!»
А с утра снова занятия. Новый день приносит новые трудности, новые успехи. Нынче разговоры только о Хорхэ. Он, Хорхэ Эчемендия, герой дня. Вы подумайте, парень впервые в жизни сел за руль комбайна, и, представьте, комбайн его слушается! Хорхэ управлял комбайном! Глаза ребят блестят, они возбуждены. Доволен и Виктор Гайдаш. Мастер производственного обучения вложил немало своего искусства в этот успех. И в прошлом году Гайдаш учил земляков Хорхэ владеть комбайном, учил и учился сам: теперь ему уже не нужен переводчик, чтобы растолковать новичкам какую-нибудь премудрость.
По воскресеньям ребята частенько собираются в кружок.
Кто-то берет гитару. Потом в перезвон струн вливаются сильные молодые голоса. Много хороших песен слышит Славянск-на-Кубани. Но чаще всего звучит та, что заставляет сейчас весь кубинский народ расправлять плечи и выше поднимать голову. Это «Гимн 26 июля».
С этой песней наши гости, кубинские парни, как в бой, идут в трудный поход за знаниями. Пройдут месяцы учебы, и «славянские» кубинцы вернутся домой вместе с земляками, занимающимися в других училищах Советского Союза. Вооруженные самым передовым опытом, они встанут в ряды тех, кто ломает сейчас на Кубе целину вековой отсталости, выкорчевывает корни колониализма.
Не потому ли захлебывается злобным лаем реакционная американская пропаганда, призывая поскорее покончить с Кубой? Все назойливей звучат в США голоса, толкующие, что лучше третья мировая война, чем распространение «коммунизма» в Америке.
Политические и военные деятели Соединенных Штатов говорят так, будто они являются хозяевами всего мира, будто они единственные владыки западного полушария. Это не тот язык, которым теперь можно разговаривать с миром. Агрессия против Кубы будет равносильна самоубийству империализма, поскольку Советский Союз окажет кубинскому народу всемерную поддержку и военную помощь. Но наша цель иная – не превращать города в опаленные развалины, а помогать людям в борьбе с нищетой. На это и направлены сейчас усилия многих наших специалистов и преподавателей, готовящих для сельского хозяйства Кубы высококвалифицированные кадры. И когда молодые «гуахирос» выучатся, когда станут настоящими «тегникос» и вернутся на родной остров, чтобы своими знаниями обеспечить новые успехи аграрной реформы, простые люди Кубы с уважением будут говорить: «Эти парни побывали на родине свободы. С таким другом, как Советский Союз, нам ничего не страшно».
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.