Гюнт Вейнер - каменщик. Но его руки вот уже три года не ощущали привычной тяжести кирпича. Гюнт - безработный. В Западной Германии не строят жилых домов, а возводить казармы и военные сооружения Гюнт Вейнер отказывается.
В детстве у Гюнта был дом, была мать, сестры. Ему исполнилось пятнадцать лет, когда на их город налетели американские «летающие крепости». Война уже кончалась, и в городе не было ни одного солдата. Но американцы бомбили жилые кварталы несколько часов подряд. На другое утро мальчик пытался откопать тела родных из-под развалин дома. Откидывая кирпичи, он наткнулся на холодную руку сестры и потерял сознание. Так Гюнт остался один.
Через пять лет после окончания войны английские самолёты бомбили немецкий остров Гельголанд. Как выразить свой гнев, протест против использования немецкой земли под учебный полигон для испытания бомб! Гюнт взял ведро с краской, и ночью десятки новых лозунгов «Ами гоу хоум!» («Американцы, убирайтесь домой!») появились на стенах домов, на тротуарах и мостовых. А утром, когда полицейские счищали надписи, на самой высокой фабричной трубе города взвился синий флаг Союза свободной немецкой молодёжи. Его водрузил Гюнт с товарищами.
Но на этом он не остановился. Юноша отправляется в Гамбург, а оттуда с группой смельчаков - на Гельголанд.
Это была уже четвёртая группа немецких юношей и девушек, высадившихся на Гельголанде. Три группы, побывавшие на острове раньше, были арестованы и брошены за решётку. И, несмотря на это, тридцать шесть юношей и восемь девушек мужественно отправились на смену своим товарищам.
Четыре английских военных корабля были посланы для борьбы с героями Гельголанда. На острове юношей и девушек травили собаками, избивали. Почти неделя понадобилась англичанам, чтобы снять с острова участников экспедиции. Когда молодых немцев привезли в Гамбург, они увидели, что на рейде стоят ещё пять английских кораблей.
Гюнта Вейнера поместили в одиночную камеру. Неизвестно, сколько он просидел бы в ней, если бы его не вырвали усилия сотен тысяч его друзей со всех концов света.
... Берлин 12 августа. По площади Маркса - Энгельса нескончаемым бурлящим потоком идут два миллиона немецких юношей и девушек. Это грозная манифестация за мир, против ремилитаризации Западной Германии, за единую, миролюбивую, демократическую Германию.
И вдруг овации с новой силой потрясают трибуны. Все встают. Над колонной плывёт лозунг: «Гельголанд - немцам!» Сильные руки юношей несут макет лодки, той самой, на которой в штормовую февральскую ночь отправилась на остров первая группа молодых немцев.
Правофланговым в колонне идёт Гюнт Вейнер. Он видит, как аплодируют ему участники фестиваля - молодые французы и вьетнамцы, американцы и корейцы, норвежцы и австралийцы.
- «Фройндшафт!» («Дружба!») - гремит над площадью.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Заметки с выставки «Ленинско-Сталинский комсомол»