Может быть, мысль о приглашении родителей на совет дружины, привлечение Дуси Ветровой к корреспондентской работе еще не представляют собой педагогического творчества, а забота школьниц о старой учительнице не так уж необычна. Наверное. Но во всем этом пионерки и вожатая проявили живость мысли, инициативу и желание заниматься серьезным, полезным делом. А после посещения нескольких других школ скромные достижения 4-й школы показались нам не такими уж маленькими.
* * *
... Перед советом дружины 17-й мужской школы стоит пионер Нестепанин. Он давно уже учится плохо, а с некоторых пор стал стирать двойки в своем дневнике и заменять их более высокими оценками. Подписи учителей он тоже научился подделывать. Нестепанин не выглядит ни смущенным, ни пристыженным. Незаметно, чтоб и совет дружины был обеспокоен.
Молчание нарушает один из пионеров, который говорит вполголоса:
- А мать ему, наверное, за фальшивые пятерки деньги на кино давала! - И несколько мальчиков смеются, но в их смехе нет ничего осуждающего. Никто не задает Нестепанину вопросов, и старшая вожатая Валентина Дронова сама спрашивает:
- Ведь ты исправишься, Нестепанин?
Он не спешит ответить, потом слегка кивает головой. И всем ясно, что это так, не всерьез.
Общественного мнения в этом коллективе нет. Вот, например, как совет дружины давал рекомендации в комсомол двум пионерам. Обоим задали по два одинаковых вопроса председатель совета дружины и старшая вожатая. Оба пионера ответили одинаково, что двоек у них нет, тройки есть, общественной работы ни один из них не ведет. Однако все единодушно, а вернее, равнодушно, проголосовали за то, чтобы рекомендации дать.
Но больше всего удивились мы через минуту, когда увидели на прибитой к стене небольшой доске фотографии многих пионеров из тех, кто был так пассивен на совете дружины. Над фотографиями висела надпись, которую, не веря своим глазам, мы перечитали несколько раз: «Активисты школы».
Разве можно считать этих пионеров активистами? К тому же в настоящем коллективе активность не столь редкое качество, чтобы для активистов устраивали нечто вроде Доски почета. И мы задались вопросом: куда же девается здесь мальчишеская энергия? Не может же быть, чтоб все мальчики в школе были на подбор вялыми и безинициативными? Но раньше, чем мы задали этот вопрос вслух, Валентина Дронова сама на него ответила. Понизив голос, она проговорила:
- Наших мальчиков портит улица... Что такое «улица», мы себе представляли. Тотчас вспомнилось слышанное накануне на комсомольской конференции выступление директора Дома пионеров.
- Мальчики из соседних школ, - сказала она, - двенадцать раз за месяц разбивали оконные стекла в Доме пионеров.
Должно быть, директору показалось, что впечатление от ее слов недостаточно сильное, и она добавила:
- Двойные стекла, товарищи! Разговаривая с пионерами, мы упомянули и об этих стеклах.
- Так ведь в Доме пионеров нам делать нечего, вышивать, что ли? - сказал один, ничем не выражая порицания нарушителям порядка.
Другой выразился резче:
- Пускай их там продует, может, что интересное придумают!... Я вот хотел бы яхту построить, а где?
- Да, негде... - согласился первый. - Но почему яхту? Мало ли что можно!
Они хотят дела, конкретного, трудного и настоящего. А что им предлагают?!
- Мы готовимся к костру, - рассказывает Дронова, - и, знаете, он будет совсем необычным! Мы обложим электромотор поленьями, включим ток, и получится иллюзия, что это настоящий костер. А огня не будет! - заканчивает она торжествующе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.