Сейчас положение в Калининском ТЮЗе начинает улучшаться. Возможно, он и в самом деле скоро вновь станет таким, каким был в первые месяцы своей жизни. Во всяком случае, хочется верить, что будет именно так.
«Лучафэрул» появился на свет всего на два-три месяца позже Калининского ТЮЗа, и даже . первым спектаклем в обоих театрах был «Ноль по поведению». Внешне в судьбах этих двух театров много общего. В Кишиневе, актеры тоже сами строили свой театр и завоевывали своего зрителя. И название придумали сами – «Утренняя звезда». Согласитесь, что это намного привлекательнее, чем стандартное «театр юного зрителя».
При всем при том в Кишиневе театр начинался труднее, чем в Калинине. Актеров было мало – восемнадцать выпускников молдавской студии при театральном училище имени Б. В. Щукина. Очень скоро ушли две ведущие актрисы, и осталось шестнадцать. Среди этих шестнадцати не было актрис самого «тюзовского» амплуа – травести, тан что стать обыкновенным, «типичным» детским театром «Лучафэрул» просто не мог. Официально он называется «театр юного и детского зрителя».
Название в данном случае очень точно отражает реальное положение вещей. За два года работы театр воспитал своего зрителя – и юного и детского: студентов вузов и техникумов, школьников с пятого-шестого классов. И с первых же дней своего существования театр обратился к современности, к пьесам молдавских и русских драматургов, посвященным нашим дням, нашей действительности. И, конечно, к классике.
Поставили «Два цвета» – и получили почетный диплом на республиканском смотре. Поставили «Все в порядке», легкую, веселую комедию о том, как перевоспитывали тунеядцев в одном молдавском колхозе. И еще одну комедию, сатирическую, «горькую», как назвал ее автор – молдавский прозаик и драматург К. Кондря, – «Дети и яблоки» – о конфликте «отцов и детей», о новых путях в жизнь, которые ищет сегодняшняя молодежь. Поставили «Проделки Скапена» – интересно, по-новому. И до сих пор не сходят со сцены спектакли, сделанные еще в Москве, дипломные работы студийцев – «Ноль по поведению» и водевиль «Свадебный костюм».
Вот с таким репертуаром – интересным, разнообразным, современным – обращается к «юному и детскому» зрителю театр. Вот в таком репертуаре смогут выбрать для себя спектакль и те самые пятнадцатилетние мальчишки и девчонки, с разговора о которых началась эта статья, и чувствующие себя совсем уже взрослыми десятиклассники и студенты, и рабочая молодежь. «Лучафэрул» не ставит спектаклей для самых Маленьких, но совсем без театра они тоже не остаются: в том же здании, под управлением той же дирекции работает республиканский кукольный театр.
Современность – это не только репертуар, это еще и его сценическое воплощение. От спектаклей «Лучафэрул» остается впечатление яркости, праздничности, нарядной театральности. Конечно, «виноваты» в этом актеры – молодые. темпераментные, талантливые. Но не только они.
Здесь все было не тан, как в Калинине. Здесь им не приходилось бороться с руководителем театра за каждую современную пьесу и за современную форму театрального спектакля. Творческие устремления актеров и главного (пока и единственного) режиссера театра Н. Аронецкой совпали – все были согласны, что современные, темы нужно решать по-современному.
И вот как это выглядит в спектаклях театра (берем первый попавшийся, может быть, даже и не самый удачный пример): в комедии «Все в порядке» бездельник Лионаш, найдя клад, мечтает о привольной и легкой жизни. В руках его золотая монета из клада; вдруг она становится «зайчиком», лучиком света и начинает убегать от него – по стенам, потолку, полу, выскальзывая из рук, когда Лионашу удается догнать ее. Сцена эта не просто смешная, она очень точно воплощает мысль о призрачности такого «счастья».
О спектаклях театра можно написать много интересного. Но, кроме спектаклей, в «Лучафэрул» есть еще что-то, что трудно выразить словами, – атмосфера творчества. Она во всем: и в том, что у входа нет контролера, и в сверкающем чистотой, по-современному строгом и уютном фойе, и в надписи на программе каждого спектакля: «После просмотра спектакля приглашаем Вас принять участие в традиционной встрече с актерами и высказать свои впечатления и пожелания». И в том, что актеры театра и главный режиссер не стали ждать, пока кто-нибудь задумается о том, что нужно пополнить их маленький коллектив, а занялись этим сами. Создали на общественных началах студию – сейчас в ней учатся четырнадцать человек. Учатся и одновременно играют в спектаклях театра – большинство в массовых сценах, некоторые уже получают роли. Разница в возрасте учеников и педагогов иногда очень незначительна, но это не мешает ни качеству преподавания, ни дисциплине на занятиях.
Вот так и живет этот маленький театр. Сейчас завершается период его становления – актеры и главный режиссер задумываются о том, что на театральном языке называется «широким полотном», – о спектаклях не только яркой формы, но и большого гражданского содержания. И о том, что нужно отдать долг самому маленькому зрителю – поставить сказку. И еще о многих нерешенных проблемах – в подлинно творческом коллективе они возникают чуть ли не каждый день.
Истории двух театров достаточно полно и красноречиво говорят сами за себя. Но трудно обойтись без обобщений, возникающих из сопоставления судеб Калининского ТЮЗа и театра «Лучафэрул». Разными, точнее, противоположными, путями судьбы эти приводят примерно к следующим выводам:
СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ-ДУША, ОСНОВА, СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ;
ДРАМАТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ НАШЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ ТРЕБУЮТ СОВРЕМЕННЫХ ТЕАТРАЛЬНЫХ ФОРМ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ – РЕЖИССУРЫ, ОФОРМЛЕНИЯ, ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА;
БЕЗ ЕДИНСТВА АКТУАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ И СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ НЕМЫСЛИМО ТВОРЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АКТЕРОВ ДЕТСКОГО ТЕАТРА – в большинстве своем молодых актеров.
Мы не открываем ничего принципиально нового. Мысли эти касаются любого вида искусства, они давно высказаны, сформулированы, бесспорны, и справедливость их только лишний раз подтверждается на примере двух театров, о которых мы рассказали. Но в том-то и дело, что эти правильные и хорошие мысли почему-то очень редко применяются к театрам юного зрителя. Почему-то считается, что (тоже совершенно верные и многократно повторенные) слова о «нашем выросшем зрителе» к нему, юному зрителю, не относятся.
А он действительно вырос, юный зритель. Об этом знают все, у кого есть братья и сестры, так сказать, «тюзовского» возраста и кто не раз убеждался, насколько обширнее и богаче стали их интересы, их духовный мир. Знают это и министерства просвещения, постоянно изменяющие и совершенствующие школьные программы, и министерства культуры. Знают, но как-то забывают об этом.
Забывают, вероятно, потому, что одним из основных критериев оценки деятельности театра является выполнение финансового плана. В принципе это верно – если зритель любит театр, то и план выполняется. А в ТЮЗах не совсем тан. Они существуют преимущественно в больших городах с десятками школ, десятками тысяч школьников, которые ходят (точнее, которых водят) в театр регулярно. Так что самый средний, самый заурядный ТЮЗ никогда не страдает от недостатка зрителей. Внешне все обстоит благополучно. Но между тем происходит нечто такое, что заставляет насторожиться и подумать об истинном положении вещей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ
Могут ли знания быть ненужными? «Оказывается, могут», – сообщает наш корреспондент из Краснодара
Юмористический рассказ