День и час Сакины

Эдуард Долот| опубликовано в номере №1154, июнь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

А дальше было вот что. К концу месяца Сакина довела выработку до 200 процентов. Осенью пошла в школу, в восьмой класс. Училась, как и прежде, хорошо, старательно, однако мечтала теперь только об одном – о возвращении на фабрику. А на фабрике били тревогу: не хватает людей. Год спустя начальник 4-го цеха Идрис Баширович Агаев спросил Сутру Абдулаевну, не разрешит ли она своей дочери поступить на постоянную работу.

– Имей в виду, – сказала мать дочери, – я соглашаюсь при одном условии: ты переводишься в вечернюю школу и учишься без троек.

Сакина готова была принять любые условия...

В первый же месяц она перекрыла задание в два с половиной раза. А временами на доске показателей против ее фамилии стала появляться Фантастическая запись: 300%. А через год – даже 350.

Теперь настала пора сообщить читателю, что все девять детей Сутры Абдулаевны в разное время пробовали себя на тех или иных участках швейного производства. И мальчики и девочки. Обычно в каникулярное время, на месяц-полтора.

Из любопытства, из уважения к матери, ну и для приработка, конечно, – семья-то здоровенная.

Но никто из Акперовых никогда не показывал результатов, хоть сколько-нибудь превышающих самые заурядные. В лучшем случае справлялись с нормой, только и всего. Не должны ли мы сделать вывод, что лишь Сакина от природы обладает какими-то особыми, специфическими для швеи способностями?

Когда говорят о художнике, сразу произносят слово «трудолюбие». Да, конечно, но был ли Пушкин только трудолюбив?

Когда говорят о рабочем, появляется длинное, неуклюжее словечко «добросовестность». И все. И вроде бы больше ничего не надо. Так что же, феноменальные результаты доступны всем?

Не стоит кривить душой, есть в швейном деле, как и во всяком другом, свои Моцарты. И кажется мне, Сакина – из их числа.

Страничка пятая, ведущая нас за проходную

Швейный агрегат – это поточная линия, в начале своем принимающая крой и в конце выдающая готовое изделие. Всего в цеху восемь агрегатов – около тысячи рабочих. Номенклатура выпускаемых изделий довольно обширна – 300 фасонов в год.

Сакина чаще всего сидит на запуске, то есть в самом начале технологической цепочки. Операция называется «оснаровка». Проверить и пронумеровать мелом все пачки кроя, отметить и уравнять все неточности изгибов – от того, как будет выполнена эта работа, зависит и ритм потока и качество будущих изделий. Ошибись оснаровщица – и тотчас пойдет серия перебоев, простоев, брака. Значит, нужны внимательность, сосредоточенность, зоркость. И еще – темп, разумеется, потому что задержка на запуске непременно обернется задержкой на всей линии.

Руки Сакины, что называется, порхают, а лицо неподвижно, сосредоточенно, напряженно.

– Устаешь?

– Нет, что вы, в работе никогда не устаю. А вот если сбой, задержка какая-нибудь, то тут уж нервничаю и устаю. Ждать не умею, терпеливости бог не дал...

Время от времени, создав задел, Сакина получает право на паузу, десяти или даже двадцатиминутную, но («терпеливости бог не дал») право это не использует. Быстрым взглядом окинув «поле боя» и посоветовавшись с мастером агрегата Антониной Аванесоврй, она садится за одну из свободных машин и мгновенно включается в общий ритм. А через четверть часа – опять на оснаровку.

Аджар Казымов, начальник смены:

– Сакина уже сейчас довольно уверенно владеет пятью или шестью операциями. Очень одаренная девушка. Попомните мое слово: через год она вполне может стать резервисткой.

Швея-резервистка – это экстра-класс, высшая ступенька мастерства. Это универсал, знающий все машины и все операции.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены