Большой, более чем на 500 мест, зал был переполнен. Хлопая откидными сиденьями кресел, усаживались колхозники диканьского колхоза имени Ленина, мебельщики артели «.18-й партсъезд», рабочие промкомбината, электростанции, МТС, учащиеся вечерней школы рабочей молодёжи, учителя, врачи, агрономы, гости не только из соседних сёл, но и из самой Полтавы. Трактористы пристроились возле знакомых девчат.
Занавес, освещенный прожекторами, раздвинулся, и в зале всё затихло. Хор колхоза имени Куйбышева из села Большие Будищи открыл олимпиаду.
- Мы ещё посмотрим, - никак не мог успокоиться один из споривших хлопцев, - что-то вы скажете, когда услышите наших!
... За кулисами тем временем была суматоха. Будищаицы уже заканчивали свою программу, а следующий номер ещё не был готов. Театральный коллектив Диканьского дома культуры ставил первое действие из пьесы А. Корнейчука «Калиновая роща».
Электромонтёр комсомолец Василий Воронянский с париком Канныбы в руках обращался ко всем по очереди:
- Где Романюк? Вы не видели Романюка? Исчез человек бесследно!...
Колхозница Таисия Поцелуйко, играющая роль Натальи Ковшик, спокойно заметила:
- Куда ему деться? Я с Григорием Ивановичем скоро три десятка лет на сцене, знаю: никуда не денется. Придёт секунда в секунду, человек он точный.
И верно, когда Василий Воронянский, уже в парике и гриме, в последний раз перелистывал роль, на пороге гримировочной появился запыхавшийся колхозный плотник Григорий Иванович Андренко, по пьесе председатель колхоза Романюк. На ходу он сбросил с себя шинель и шапку, положил на стол пачку книг.
- Наконец-то... пропавшая грамота! - укоризненно покачал головой Воронянский. - И кто ж так, Григорий Иванович, делает? Людям сейчас на сцену выходить, а он в библиотеке!...
- А как же, сынок? - приглаживая седую бровь, улыбнулся Андренко. - Зашёл к Ольге Ивановне Демонской, кое-какую литературу подобрал по «Сорочинской ярмарке». На той неделе будем повторять юбилейный спектакль, надо ещё поработать над ролью, подумать хорошенько...
Комсомолка Оксана Бражник (в «Калиновой роще» она Василина), подобно своей хорошенькой предшественнице из «Ночи перед рождеством», рассматривая себя в зеркале, спросила:
- А почему вы, Григорий Иванович, вообще на сцену не перейдёте? У вас есть талант, мастерство... Вы, наверно, уже не один десяток ролей переиграли...
Григорий Иванович перестал гримироваться, откинулся на спинку стула, задумался.
- Перейти на сцену? - переспросил он. - Нет. Я свою работу, Оксаночка, не брошу. Строить люблю. Я плотник, а сцена для меня - это отдых. Да, пожалуй, и стар я жизнь свою менять... - добавил он, улыбаясь.
- Напрасно, Григорий Иванович, - с завистью вздохнула Оксана. - Вы же артист настоящий. Цыбуля ваш в «Сорочинской ярмарке» просто живой...
- Ну, в этом не только моя заслуга. У нас весь коллектив хоть куда. Особенно молодёжь, наши орлята...
Далеко за полночь гремел аплодисментами, сверкал огнями Дом культуры. На сцену один за другим выходили хоровые, танцевальные и драматические коллективы колхозов, расположенных близ Диканьки.
Прошли те времена, когда люди своё веселье выливала! «в звуки, всегда неразлучные с уныньем». Новое, советское время принесло другие, близкие нам слова: «Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее. А когда весело живётся, работа спорится».
СОРОЧИНЦЫ
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.