Бессмертные образы

опубликовано в номере №713, февраль 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» - два сверкающих алмаза, которые подарил человечеству Михаил Иванович Глинка. Именно этими драгоценными партитурами открывается история русской оперы.

Каждый певец неизменно испытывает на себе могучее воздействие замечательных произведений великого композитора. Корреспондент «Смены» обратился к нашим ведущим артистам с просьбой поделиться своими мыслями о работе над теми образами, которые им пришлось воплощать на сцене театра.

Любимая роль

Максим Михайлов, народный артист СССР

Иван Сусанин - мой самый любимый герой. Еще будучи юношей, живя в Казани, я увидел в этой роли Федора Шаляпина. Я слушал тогда «Ивана Сусанина» впервые. И опера и игра знаменитого артиста произвели на меня неизгладимое впечатление. Моей мечтой стало исполнить когда - нибудь эту партию. И вот наступил незабываемый день, 17 марта 1938 года. На сцене Большого театра я пел Сусанина. Почти двадцать лет прошло с тех пор, но каждый раз, исполняя любимую партию, нахожу в ней все новые краски, новые детали.

Удивительно свободно чувствую я себя, когда пою Ивана Сусанина. Музыка так органически связана с образом, так глубоко и правдиво передает каждое движение души героя, что певцу, несмотря на многие технические трудности, легко. Ведь каждая музыкальная фраза, каждый аккорд жизненно оправданы и помогают ярче раскрыть характер Сусанина.

С особым волнением и трепетом исполняю я арию «Ты взойдешь, моя заря»... Заснеженная, засугробленная чаща дремучего костромского леса - место, «куда и ворон костей не заносил». Растерянные, злые враги, и среди них - полный величественного спокойствия и внутреннего торжества русский крестьянин, который привел врагов на верную смерть.

Он горячо любит своих детей, свой дом, но дороже всего на свете, дороже самой жизни для него - родина.

Большое творческое счастье - нести зрителю этот образ.

Рубеж на творческом пути

Ирина Масленникова, заслуженная артистка РСФСР

Антонида - один из наиболее ярких и самобытных образов русской классической оперы, в котором большая человечность и теплота сливаются с другими столь характерными для русской женщины чертами: кристальной чистотой, мягкой задушевностью, верностью...

Я долго изучала клавир оперы, перед тем как начать готовить эту труднейшую партию. Передо мной возникали рожденные музыкой Глинки широкие просторы русских полей, вольное дыхание ветра, большие человеческие характеры, глубоко волнующий образ простой крестьянской девушки Антониды, проникнутый сильным внутренним драматизмом.

Этот драматизм должен быть ярко раскрыт певицей в резко контрастных по своему звучанию ариях. Вспомните знаменитую каватину и рондо, которые следуют за блестящей увертюрой. Радостно взволнованная Антонида ждет жениха, скоро должна быть свадьба. Напевная, оптимистическая музыка, написанная широко и свободно, рисует жизнерадостный облик русской девушки. И петь каватину нужно свободно и легко, а ведь с вокальной стороны она представляет значительные трудности.

Но вот поляки уводят Сусанина из дому. Звучит вторая ария Антониды. Какая резкая смена настроений! Сколько глубокой печали и грусти вложил Глинка в слова: «Не о том скорблю, подруженьки»! Голос певицы должен приобрести совсем иную окраску...

Я вспоминаю в связи с этим высказывание соловья русской оперной сцены Антонины Васильевны Неждановой, которая дебютировала в Большом театре в партии Антониды.

- Что значит хорошо петь? - частенько говаривала Антонина Васильевна. - Это значит хорошо слышать себя...

Великая певица уделяла особое внимание развитию внутреннего слуха артиста, который должен постоянно себя контролировать.

Такой самоконтроль особенно необходим в операх Глинки, где исполнителям приходится сталкиваться с большими техническими трудностями, сдавать своеобразный экзамен на зрелость.

Это не может не волновать

Иван Петров, народный артист РСФСР

Впервые мне пришлось соприкоснуться с волшебным родником творчества Глинки в 1946 году, когда в Большом театре я приступил к работе над партией Руслана.

Вспоминаю, какой радостью для меня было это ответственное поручение, как готовился к нему. Прежде всего я тщательно перечитал Пушкина, познакомился с клавиром оперы. Мне хотелось в этой партии подчеркнуть в Руслане сочетание необычайной молодости с удивительной отвагой. Юнец, у которого ещё только начинают пробиваться усы, - уже храбрый рыцарь, смело идущий вперед, чтобы освободить любимую Людмилу от чар волшебника Черномора...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Специальный поезд

Окончание. См. «Смену» №№ 1, 2