Ансамбль «Мадригал»

Евгения Касаткина| опубликовано в номере №935, май 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но в эпоху Возрождения мы встречаемся не только с духовыми группами инструментов. Играют на лютне, в народе — на скрипке. И все большую роль отводят органу. Сначала орган только сопровождает или дает вступление хору. Потом появляются обработки известных мелодий для органа и, наконец, самостоятельные пьесы, написанные для органа. В Испании органный стиль создается раньше, чем в других странах. Андрей Волконский исполняет «Тьенто» для органа испанского композитора Кабэсона. (Тьенто — от слова tientos — касаться, касаться пальцами клавиш; так же, как итальянское токката — от слова «трогать»). Спокойное, мерное звучание органа заполняет зал.

В Испании инквизиция свирепствовала особенно жестоко. В трепещущих красках холстов испанского художника Эль Греко чудятся отблески пылающих по всей стране костров. Но люди хотели радоваться. Испанцы очень восприимчивый народ. Испанец не может пройти спокойно, если слышит музыку, — тут же, на улице, где бы его ни застал танцевальный напев, он может плясать.

Звучит испанская песня «Риу, риу, чиу». Исполнители выстраиваются в ряд, глаза блестят у всех весело и заговорщически. Они увлекаются, как дети, увидевшие праздничную елку.

В программе концерта и музыка английского Возрождения. Осторожно, сдерживая дыхание, поет Лидия Давыдова песню Доуленда «Лейтесь, слезы», поет по-английски. А вот и «Песнь о Робин Гуде». Четкий, энергичный ритм захватывает зал. Композитор известен — Корниш, но музыка явно народного характера. И кажется, что запахло лесом, опавшей хвоей, и видишь солнечные пятна, скользящие по спине и крупу лошади славного, смелого Робин Гуда. Затихли певцы, прославляющие мужество и отвагу, но еще остается в ушах четкий цокот, и жалко расстаться с мелькнувшей на миг иллюзией.

И вот уже новое видение возникает перед нами. Кажется, оживают картины живописцев: непринужденное музицирование. Каждый певец играет на каком-либо инструменте. В их распоряжении клавесин, орган, челеста, арфа. Ансамбль певцов становится ансамблем музыкантов. Знание инструмента помогает вокалистам глубже почувствовать колорит музыки. Так и было в те далекие времена. Каждый знающий музыкант умел петь и играть. Музыкальному воспитанию придавали огромное значение. Мартин Лютер ставил музыку на первое место, после богословия, перед всеми другими науками. Он пишет: «Вне сомнения то, что в душах, склонных к музыке, заложено много семян высоких добродетелей. Тех же, которые не обладают этой способностью, я уподобляю чурбанам и камням...»

Ансамбль «Мадригал» бережно несет современному слушателю старинную музыку XIV — XVI веков Италии, Франции, Фландрии и Германии. К сожалению, мы не услышали старинную русскую музыку, хотя ансамбль приготовил три номера из сборника тульского мастера Трофима Иванова. Правда, музыка эта духовная, так как носителями светской музыки были в те времена только скоморохи, традиция исполнения которых была устной, и до нас дошли записи только духовной музыки. Но можно ли сочетать интерес к духовной музыке с атеизмом? Третьяковская галерея и музей Рублева бережно хранят иконы всех веков. До сих пор иконы Рублева поражают нас гармонией цвета, пластикой движения, глубиной образов. Красоту и могущество русской земли отражали русские зодчие. Церкви и башни, кремлевские стены, городские ансамбли — гордость нашей страны. Но мы совершенно не знаем музыки допетровского времени. И очень бы хотелось услышать ее на концертах ансамбля.

Ансамблю приходится преодолевать большие трудности. Исполнение старинной музыки требует мастерства, особых навыков, непривычных и малознакомых современному певцу, воспитанному на оперном репертуаре XIX века.

Андрей Волконский, сам композитор и клавесинист, почти отказывается от сольных концертов и с головой погружается в работу с ансамблем.

В марте исполнился год работы ансамбля «Мадригал». Он крепко стоит на ногах, и уже никому не нужно доказывать его необходимость и пользу в пропаганде музыкальной культуры.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены