Резанцев нравился тренеру. Физически развит хорошо, сильные руки, гибкая спина и мощные (вот что значит велосипед), на вид немного тяжеловатые ноги. А сильные ноги для борца значат многое. Но главное - характер, настойчивый, взрывной и по-хорошему злой. И еще - умеет трезво оценивать успехи, анализировать.
Когда Резанцев выиграл первенство города, а затем и республики, тренер спросил:
- Ну как, доволен, чемпион?
Чемпион сказал, что недоволен. Недоволен своей борьбой. Не умеет он еще бросать с прогибом, а с броском через бедро дело обстоит совсем плохо: сам попадает па бедро.
Валерий учился бороться не только на ковре. Часто они с Псаревым сидели над листком бумаги, изрисованным фигурками. Ребята называли их «пляшущими человечками». Как и герои Конан-Дойдя, они раскрывали тайны, только тайны борьбы.
Но главная учеба была все же на ковре, в соревнованиях. Первый серьезный урок дал Резанцеву чемпион мира Виктор Игуменов на Спартакиаде профсоюзов. Валерий проиграл по всем статьям. Но как проиграл - всего одно очко! После схватки Игуменов сказал Псареву:
- Силен мужик!
Вскоре Валерий стал победителем молодежного первенства страны. Он рассматривал маленький золотой кружочек и думал, что есть медали и более высокого достоинства.
Впервые медаль чемпиона страны среди взрослых Валерий увидел близко в 1969 году, когда ее вручали белокурому украинцу Валентину Олейнику. Конечно, приятно, что именно с ним боролся на равных, сделал трудную ничью, но были и другие серьезные соперники, такие, как Александр Юркевич, который через несколько месяцев стал чемпионом мира.
Где-то в душе было немного обидно. Ведь два месяца назад в Риге на мемориале Поддубного он смог выиграть у Олейника. Значит, можно у него выигрывать?
- Можно! - сказал Псарев. - Надо изучить не только его манеру борьбы, но и просто человеческие черты. Понаблюдай за ним, поищи слабые места. Вот тебе анкета с вопросами о противнике. Обрисуй-ка мне Олейника...
Спустя несколько месяцев Вадим Александрович, прочитав характеристику Олейника, убедился, что его ученик умеет подмечать тонкости, которые иногда ускользают даже от тренеров: «выигрывает схватку заранее, старается убаюкать соперника», «почти всегда что-нибудь болит», «мягко улыбается, словно ищет сочувствия», «начинает схватку не торопясь, с лица не сходит улыбка, цель - расслабить, потом взрыв, атака...», «в борьбе использует все»...
Если бы знал Олейник, как подробно изучена его манера борьбы, он наверняка изменил бы ее в Омске на чемпионате страны в 1970 году. Он понял это только на ковре, когда жребий свел его с Резанцевым в первой же схватке.
Сразу же после свистка Валерий обрушил на соперника такие атаки, что даже зрители увидели, как ошеломлен маститый борец. Он уходил за ковер, тянул время, ожидая, что Резанцев устанет, но так и не дождался. Судьи дали ничью, но Ошейник-то знал, что турнир проигран. И когда они снова встретились в финале, Олейника было не узнать: он отдал победу до выхода на ковер.
- Ну как, Вадим Александрович, довольны? - устало улыбался Резанцев.
- В общем, конечно, но ведь есть еще чемпионат Европы...
Бывает так, что все в жизни вдруг идет ладно. Валерий с отличием окончил институт, женился на преподавательнице английского языка, а вот теперь из Омска он рвался домой как никогда: его ждал маленький Ленька - первенец в их семье.
Теперь они с тренером немного изменили методику подготовки. Валерий без устали шлифует приемы, стремится обрести быстроту и выносливость: «идет на выучку к легковесам, а на выволочку - к тяжеловесам».
Когда Валерий выиграл первенство СССР, один из журналистов, обманутый ничейным исходом схватки лидеров, писал: «В этой весовой категории нет ярких борцов, дерзание есть, а умения нет»... И лишь Александр Юркевич, только что ставший тренером, отметил Розанцева.
Юркевичу импонировала манера борьбы молодого борца, в чем-то схожая с его собственной. Кроме того, он ушел с ковра чемпионом мира, и ему хотелось иметь достойного преемника. В этой роли он видел только Резанцева.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Монолог актрисы цирка Терезы Дуровой, записанный и прокомментированный специальным корреспондентом «Смены» Сергеем Абрамовым