Вечный огонь: священный символ нашей памяти

Дмитрий Зелов|07 Мая 2021, 19:47| опубликовано в номере №1879, май 2021
  • В закладки
  • Вставить в блог

 

В брежневскую эпоху комплексы мемориальных Вечных огней были возведены во многих городах  Советского Союза. Подавляющая их часть посвящена памяти павшим в годы Великой Отечественной войны, хотя были и мемориалы, сооруженные в честь борцов за Советскую власть, как, например, в столице Башкирии Уфе. После распада Советского Союза подули новые ветры: увы, многие из них загасили в бывших советских республиках, в одночасье ставших независимыми государствами, светильники памяти о самой страшной и беспощадной войне в истории человечества. К счастью,  традиция сохранения, реставрации существующих и открытия новых мемориальных Вечных огней (в основном к крупным юбилейным датам) помимо России была продолжена в Белоруссии, Молдавии, Приднестровье, Казахстане и ряде других стран.

 

Зарубежный опыт

 

Хотя это может и показаться на первый взгляд странным, но Советский Союз не был первопроходцем в возведении мемориальных комплексов Вечных огней  в том понимании и значении, какими мы их привыкли видеть.  Вот уже почти как 100 лет в память о погибших на полях  Первой мировой войны в Париже, под сводами Триумфальной арки на площади Шарля де Голля, горит Вечный огонь. Он был торжественно зажжен военным министром Третьей республики Андре Мажино 11 ноября 1923 года, в пятую годовщину Компьенского перемирия, благодаря которому многолетние боевые действия на полях Первой мировой, унесшие миллионы жизней, наконец-таки завершились. Подобные французскому мемориальные комплексы с Вечными огнями загорелись  потом во многих европейских странах, принявших участие в битвах и сражениях  Первой Мировой: в Бельгии, Португалии, Румынии, Чехии и ряде других.

А вот первой страной, в которой был торжественно зажжен Вечный огонь в память погибших на полях Второй мировой войны, стала Польша, по которой особенно сильно прошелся молох той страшной и разрушительной бойни. В первую годовщину Победы над фашистской Германией, 8 мая 1946 года, был зажжен мемориал Вечного огня у Могилы Неизвестного солдата на площади маршала Юзефа Пилсудского в Варшаве. Интересно, что сам памятный комплекс был воздвигнут в Варшаве практически одновременно с парижским и был тоже посвящен памяти жертв Первой мировой, но вот Вечный огонь появился здесь только после победы над Третьим рейхом.            

Имеется свой Вечный огонь мира и в порту норвежского Осло - он посвящен погибшим морякам, и даже в крошечном Люксембурге, тоже внесшим свой соразмерный вклад  в победу над «коричневой чумой» XX столетия, и в других европейских странах, а также в США и Канаде. В японской Хиросиме в Мемориальном парке мира с 1964 года горит Вечный огонь. По идее создателей, его пламя будет струиться до полного уничтожения ядерного оружия на планете. Символично, что спустя 20 лет Папа Римский Иоанн Павел II зажег от хиросимского пламени Вечный огонь в Саде мира в канадском Торонто, что символизировало надежды человечества на мирное сосуществование всех людей на единой планете.

С конца прошлого века традиция устанавливать мемориальные комплексы с Вечными огнями распространилась на страны Азии и Африки. Правда, в подавляющем своем большинстве они были установлены  уже в память о героях новых военных конфликтов.

 

P.S. Огонь - действительно один из самых основополагающих и, по сути, вечных образов-символов. Он как живой магнит притягивает к себе представителей самых разных культур, религий и народов.  Вот почему традиция возведения величественных мемориальных комплексов с неугасимым священным огнем человеческой памяти существует на протяжении уже тысячелетий, а  в наши дни распространилась на все стороны света. 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены