Невероятно, но... факт!
Можно ли тончайшей латунной проволокой разрезать кусок сверхтвердого металла? Еще недавно на такой вопрос можно было дать только отрицательный ответ.
А сегодня... Сегодня в этом нет ничего удивительного: самые твердые сплавы, уступающие по прочности лишь алмазу, можно обрабатывать не только латунью, но и гипсом, деревом, даже воском! В этом нетрудно убедиться, побывав в Центральной научно-исследовательской лаборатории электрической обработки материалов Академии наук СССР.
... Директор лаборатории доктор технических наук Борис Романович Лазаренко положил на лист белой бумаги несколько пластинок, шариков, роликов, искусно выточенных из стали, меди и латуни. Я повертел в руках отполированную до зеркального блеска стальную пластинку. Что ж, полировка делала честь слесарю...
Но Лазаренко попросил посмотреть на пластинку еще раз. дав мне увеличительное стекло. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что отполированную пластинку пронизывали десятки причудливых узоров! Были здесь отверстия, в которые и волос не пройдет, звездочки, зигзаги, квадратики... А из шарика можно было вынуть буквы, образующие слово «СССР».
- Никаким инструментом не вырежешь такие отверстия, - сказал Борис Романович. - Это работа электрической искры. Вот познакомьтесь с одной из установок. Она создана по идее молодого ученого Бориса Ивановича Ставицкого...
Чудесная проволочка
Трудно было предположить, что установка «ЭлекТром-15» больше напоминающая холодильник, чем металлообрабатывающий станок, и есть тот самый ювелир, который может вырезать любые причудливые узоры в самом твердом сплаве. В «Электроме» не увидишь ни резцов, ни фрез, ни сверл; их заменила тончайшая, словно волосок, золотистая проволочка. Она настолько нежна, что ее легко может разорвать даже ребенок.
Инженер-технолог Татьяна Ивановна Макеева укрепила рядом с проволочкой пластинку сероватого сплава и включила установку. В точке соприкосновения с пластинкой проволочка окуталась голубоватым сиянием-отблеском мельчайших электрических искр. Золотистый волосок начал углубляться в сплав, который легко режет самую прочную сталь. Нажимая поочередно небольшие клавиши на пульте управления, Татьяна Ивановна заставила проволочку вырезать в металле название аппарата - «Электром». Но вот прекратился треск, и латунная проволочка, лишившись магического «одеяния» из искр, стала опять мягкой и податливой.
Перед установкой «Электром-15» открываются большие возможности. На ней можно изготовлять штампы из самых твердых сплавов.
причем одновременно, как правило, получаются и пуансон и матрица. Можно вырезать детали любой конфигурации. А современной науке в больших количествах нужны детали из жаропрочных и твердых сплавов.
Жесть режет сталь
На деревянном стеллаже лежат стальные кольца разных размеров - фланцы, необходимые для соединения труб. Но почему одни из них имеют ровные, словно обработанные на токарном станке края, а другие - рваные, ребристые?
Обычно фланцы вырезают из толстых стальных листов по специальным копирам. Как бы ни был искусен резчик, края колец получаются все же неровными, потому что пламя газовой горелки или электрическая дуга прогревают металл неравномерно. А в лаборатории электрической обработки материалов фланцы изготовляют иным способом. При этом способе также работает искра...
В ванну, наполненную керосином, опускают стальной лист. Над ним укрепляют свернутые из обычного кровельного железа цилиндры. Когда включается генератор, между цилиндрами и листом металла появляются мельчайшие искорки. Они «работают» минуту, другую, третью..., И вот уже из листа аккуратно вырезано несколько колец. Такие кольца не нуждаются в дополнительной обработке на токарных станках.
... Неподалеку от установки для электроискрового изготовления фланцев стоит станок - электропила. Над толстой болванкой твердого сплава установлен диск из жести, напоминающий циркульную пилу. Лаборант нажимает кнопку - раздается треск, словно кто-то рвет полотнище прочной материи. Проходит всего лишь семнадцать секунд – и в руке лаборанта лежит круглая пластинка. отрезанная от болванки.
На других установках, переделанных из токарных станков, рабочие с помощью прирученных искр сверлят, режут металл, выбирают в нем фасонные канавки...
Сверло из березовой ветки
Борис Романович Лазаренко показал нам любопытный опыт.
На подставку положили дисковую пилу из хорошо закаленной стали, а против нее на специальном держателе закрепили березовую ветку с двумя сучками. К одному из сучков присоединили провод от генератора. Когда включили установку, послышался знакомый треск электрических разрядов и вокруг среза ветки, в месте соприкосновения его с пилой, возник ореол синеватых искр... Минут через десять ветка прошла сквозь сталь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.