Дружба Гоголя и Пушкина - высокий образец творческого общения двух великих русских писателей, близких друг другу помимо личных отношений ещё и общностью творческих принципов: Пушкин и Гоголь были родоначальниками русской реалистической прозы.
Ещё во время пребывания в нежинской «Гимназии высших наук» Гоголь увлекался вольнолюбивыми стихами Пушкина. Он переписал в свои тетради целые главы «Евгения Онегина», «Полтаву», «Цыган».
20 мая 1831 года осуществилась заветная мечта Гоголя: на вечере у П. А. Плетнёва он познакомился с А. С. Пушкиным.
В своём дневнике (1833-1835 годы) А. С. Пушкин пишет по поводу выхода в свет «Вечеров на хуторе»: «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина...»
В 1834 году Гоголь получил должность профессора всеобщей истории в Петербургском университете. На одной из его лекций, которые в первое время он читал с большим подъёмом и увлечением, присутствовал Пушкин.
«Пушкин заставил меня взглянуть на дело курьезно, - пишет Гоголь в своей «Исповеди», - он уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и, наконец, один раз, после того, как я ему прочел одно небольшое изображение небольшой сцены, но которая, однако», поразила его больше всего мною прежде читанного, он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!» Во время этой же беседы Пушкин дал Гоголю сюжет «Мёртвых душ».
Приступив к работе над «Мёртвыми душами». Гоголь торопится сообщить Пушкину в письме от 7 октября 1835 года: «Начал писать «Мертвых душ». Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон... Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
В этом же письме Гоголь настоятельно просит дать тему для комедии: «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот».
Такую тему Пушкин и дал Гоголю: это была тема «Ревизора» - комедии, явившейся поворотным этапом в творчестве писателя. Если до сих пор его произведения были проникнуты мягким, задушевным юмором, то в «Ревизоре» под непосредственным влиянием А. С. Пушкина зазвучала гневная, разящая гоголевская сатира.
Первые главы «Мёртвых душ» Гоголь ещё имел возможность прочесть А. С. Пушкину. В авторской «Исповеди» Николай Васильевич вспоминает: «Когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ», то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении... начал понемногу становиться все сумрачное... Когда ж чтение кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!»
В своей статье «Несколько слов о Пушкине», окончательно написанной в 1834 году. Гоголь первый характеризует Пушкина как великого русского национального поэта. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, - писал Гоголь. - В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер...»
Накануне отъезда Гоголя за границу Пушкин, по словам Якима (гоголевского слуги), просидел у него в квартире всю ночь напролёт. Он читал начатые им сочинения. Это было их последнее свидание.
Продолжение «Мёртвых душ» Гоголю не суждено уже было читать своему другу и верному литературному руководителю. Пушкин погиб. Гоголь узнал о его смерти в Париже, накануне отъезда в Рим. «...никакой вести нельзя было получить хуже из России», - писал потрясённый страшным известием Гоголь Плетнёву 16 марта из Рима. - «Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним».
Отдавая дань неоценимому значению дружбы с Пушкиным для его творчества, Гоголь говорит: «Когда я творил, я видел перед собой только Пушкина... Мне дорого было его вечное и непреложное слово. Ничего не предпринимал, ничего не писал я без его совета. Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему».
Творческая дружба Пушкина и Гоголя - этих двух основоположников критического реализма - является одним из значительных явлений в истории русской литературы.
«От Пушкина и Гоголя, - писал в одной из своих статей И. А. Гончаров, - теперь еще никуда пока не уйдешь. Школа пушкино-гоголевская продолжается доселе и все мы, беллетристы, только разрабатываем завещанный ими материал».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.