13 секунд Таси Шапошниковой

А Одинцов| опубликовано в номере №632, сентябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказ тренера

- ... Нет, - поправил меня Сергей Романович, - вы говорите, талант, а тут должно быть слово точнее. У нас есть своё понятие - пловучесть. Сразу даже не объяснишь, что это такое, надо увидеть пловца, его какую - то особую гибкость и, самое главное, положение в воде...

Разговор происходил на берегу Днепра в погожий воскресный день. Линия берега с вытянувшимися километров на семь лодочными станциями, яхт - клубами, пляжами, водными станциями спортивных обществ была заполнена людьми. Множество жителей Днепропетровска вышло к воде.

Мой собеседник Сергей Романович Коротков, тренер по плаванию, был одним из тех людей, по виду которых трудно определить возраст: пышная тёмная шевелюра, ровный коричневый загар открытого лица, мускулистой шеи, рук. Сергей Романович говорил мягким, чуть нараспев голосом. При этом он смотрел куда - то вдаль и только изредка поглядывал на собеседника своими большими, глубокими глазами.

- Так я расскажу про Тасю Шапошникову, - продолжал Коротков. - Вот, кстати, она. - И Сергей Романович показал на спортсменок, которые сходили с помоста.

Тася оказалась маленького роста, щуплой девушкой с веснушчатым лицом, совсем юным, но сосредоточенным. И шла она деловой, энергичной мальчишеской походкой. Вот резко вскинула руку, глянула на часы и... споткнулась. Проходя мимо нас, Тася улыбнулась Сергею Романовичу и звонким, но деланно сердитым голосом сказала:

- Уже на четыре минуты опоздала...

- Тренировка сейчас у неё, - пояснил мне Коротков. Он взглянул вслед девушке и, как бы вспоминая, заметил: - Так вот насчёт таланта...

Сергей Романович впервые увидел Тасю прошлым летом в детской группе спортивной школы. В своей тетрадке Коротков отметил её ошибки. У Таси тогда ещё не выработался навык, который пловцы называют зацеплением. Вот поднята рука для гребка, но перед этим нужно как бы чуточку подтянуться, чтобы избежать рывка, чтобы движение было беспрерывным, плавным.

- Ты представь, Тася, шестерню, у которой выбито два зуба, - объяснял тренер. - Шестерня будет крутиться ровно, и вдруг рывок, остановка. Сколько нужно энергии, чтобы снова началось движение!

Девочка понимала, что ей говорили, но сразу избежать рывков не могла.

В то лето Тася только закончила семилетку и готовилась поступить в горный техникум. В школе училась она хорошо, экзамены сдала успешно, и лето было свободным. Тася много и охотно занималась плаванием.

Коротков чуть щурит глаза:

- Помню, как - то уже поздней осенью появилась она в спортивной школе с комсомольским значком. Вид у неё был необыкновенно гордый. Когда её поздравляли, она зарумянилась, но быстро овладела собой. Я протянул руку, Тася сжала её, потом посмотрела мне в глаза и сказала очень твёрдо, как - то по - взрослому: «Я папе обещала учиться на пятёрки и четвёрки, а вам даю слово лучше плавать». Но я забегаю вперёд...

Девушка плавала тогда ещё очень неважно: стометровку на спине за 1 минуту 48 секунд, - но и требовать от неё ещё нельзя было большего...

Серией Романович остановился, посмотрел на реку.

Перед нами часть реки была отгорожена тонкими рейками, образующими водяные дорожки. Сейчас на одну из них вышла Тася. Несколько минут Коротков молча следил за ней, потом привычно глянул на секундомер и, видимо, оставшись довольным, продолжал:

- Вы знаете, у нас в Днепропетровске, да и вообще среди пловцов сравнительно мало распространён этот способ плавания - на спине. Потому - то с 1939 года и держался областной рекорд для взрослых: сто метров за 1 минуту 39 секунд.

Представьте, что к концу сезона наша Тася на соревнованиях одной лишь секунды не дотянула до областного рекорда.

Мы, правда, и не торопили её: 1 минута 40 секунд было для неё хорошим достижением. Но соревнования - то шли на установление новых рекордов, и в этой атмосфере тренировалась Тася. Её не останавливали, следили только за тем, чтобы не утомлялась...

Короткова радовало, что его воспитанница окрепла, стала здоровее. Волновали его и первые шаги Таси в техникуме, но отец Таси успокоил тренера: дочь занимается хорошо, девочка успевает и читать и вечером потанцевать с подругами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены