В советскую литературу послевоенных лет пришло много новых писателей. Знаменательно, что наряду с именами русских молодых художников пера появились и вновь появляются писатели, представляющие народы нашей необъятной страны. Книги этих молодых авторов - назовём из них «Свет в Коорди» Ганса Леберехта, «Солдат из Казахстана» Габита Мусрепова, «У нас в Астаре» Гасана Сеидбейли и другие - показали советскому читателю замечательные преобразования, происходящие в самых отдалённых уголках нашей Родины.
Среди этих книг, рассказывающих о расцвете нашей культуры, национальной по форме и социалистической по содержанию, следует назвать и две повести Аскера Евтыха. Его первое произведение, «Превосходная должность», было опубликовано в альманахе «Год XXXII». Эта свежая по материалу, самобытная по форме жизнерадостная повесть сразу привлекла внимание читателей. Вторая повесть А. Евтыха, «Аул Псыбэ» (журнал «Знамя» №№ 1 и 2 за 1950 год), показала дальнейший творческий рост этого художника.
Аскер Евтых - молодой адыгейский писатель. Он пишет о жизни своего немногочисленного народа, живущего у берегов реки Кубани, южнее Краснодара. До Октябрьской революции адыгейцы жили в нищете и даже не обладали письменностью. Теперь там ликвидирована неграмотность, построены школы, техникумы и больницы. Гудят на колхозных полях тракторы и самоходные комбайны, пасутся стада тучного скота, загораются в аульных домах лампочки Ильича - счастливый народ успешно строит коммунистическое счастье.
Об этой радостной борьбе за светлое будущее, о счастливой жизни Адыгеи, о росте её социалистической культуры и рассказывает Аскер Евтых в своих повестях.
«Превосходная должность» - это повесть о строительстве электростанции. Передавая пафос коллективного труда, поэзию электрификации, автор показывает становление характера колхозной девушки Асиет. В условиях народной стройки, под влиянием чуткого коллектива во главе с уполномоченным строительства Старцевым Асиет освобождается от отвлечённого романтического представления о жизни, познаёт подлинную романтику социалистических будней, становится хорошим бригадиром. Адыгейская девушка - их до революции продавали за калым, за пару буйволиц - в наши дни - активный участник строительства коммунистического общества. И это превосходная «должность», совершенно справедливо утверждает автор.
События повести «Аул Псыбэ» развиваются в адыгейском колхозе. Автор показывает, как жители аула восстанавливают жизнь пострадавшего от войны колхоза. Они борются за урожай, осушают болото, заводят птицеферму... На этой основе в повести развивается интересный сюжет драматического столкновения двух председателей колхозов. Отстранённый от должности председателя Темеркан, подозреваемый в расхищении колхозного стада, и сменивший его Исхак Чутхакумов - самобытные и яркие характеры. В образе Темеркана автор показывает неизбывную веру советских людей в справедливость нашей жизни. Темеркан не сомневается, что правда будет восстановлена. Он всей душой связан с колхозом, заботится о судьбе общественного хозяйства. Иной Исхак. Пережитки феодализма ещё владеют его страстной натурой. Он любит бешеную скачку на лошади, стремится штурмом убрать урожай, транжирит колхозную землю. Естественно, что Темеркан вновь становится председателем колхоза. Наряду с этими персонажами автор выводит разнообразную галерею типов адыгейских колхозников. Здесь и умный парторг Асфар Маков, только что вернувшийся с войны, тут и дочь Темеркана комсомолка Кадырхан, прозванная парнем и влюблённая в украинца Петра Шевченко, тут и старый Беч, хранитель феодальных традиций... Много персонажей, самые разнообразные характеры.
В своих повестях А. Евтых выражает те великие преобразования, которые произошли и происходят в Адыгее в результате ленинско-сталинской национальной политики. Пафос его произведений - в победе нового над старым.
Это новое ощущается во всём: и в строительстве электростанции, и в хозяйственных успехах колхоза аула Псыбэ, и в преобразовании природы, выраженном в осушке заболоченного участка, и в растущей дружбе между адыгейскими и русскими колхозниками, и в чувстве Родины, и, прежде всего, в людях, замечательных советских людях, о которых любовно повествует Аскер Евтых.
Всепобеждающая сила этого нового столь велика, показывает А. Евтых, что пережитки прошлого выглядят в Адыгее уже нелепым анахронизмом. Автор борется с ними разящим оружием смеха. Отсюда характерная особенность творчества А. Евтыха, особенно ощутимая в повести «Аул Псыбэ».
Исхак Чутхакумов осмеивается и как несостоятельный председатель колхоза и как незадачливый жених, пытавшийся похитить любимую девушку. Исхак и сам начинает понимать нелепость своего поведения. Ирония подруг помогает и девушке Дэхэбарин пересмотреть своё неверное отношение к физической работе в поле. В глупом положении оказывается и мать Исхака, сменившая своё имя на имя Тхаметян, что означает «мать председателя». Юмор, обильно сверкающий на страницах этой повести, хорошо подчёркивает светлую, радостную жизнь того мира, в котором живут, трудятся, растут и любят её герои.
Творчество А. Евтыха характеризует и сильно выраженный национальный колорит - своеобразие быта, характеров и отношении жителей аула. А. Евтых пишет на русском языке, но всеми корнями своего творчества он уходит в жизнь родного и любимого народа. Разя оружием смеха прошлое, мешающее движению вперёд, он ярко показывает лучшие стороны характера адыгейского народа. Здесь и трудолюбие народа, и его любовь к русским, и почтительное отношение молодёжи к старикам, и сдержанность, и принципиальность, определяющая не только поведение Темеркана, но и побуждающая колхозника Гучипса писать заявление в райком партии на своего брата Исхака.
Всё это не только придаёт своеобразие творчеству А. Евтыха, но я наглядно, на примере Адыгеи, показывает, что единое движение к коммунизму означает расцвет национальных особенностей народов нашего Союза.
А Евтых ещё в самом начале своего творческого пути. Он пишет ещё неровно. В его повестях можно порой усмотреть очерковость. Хорошо показав быт и своеобразие адыгейского народа, А. Евтых не сумел столь же убедительно я ярко нарисовать картины труда, преображающего лицо Адыгеи.
Но всё это болезни роста. Показательно, что повесть «Аул Псыбэ» по мастерству и глубине выражения жизни уже значительно лучше повести «Превосходная должность».
Сейчас А. Евтых работает над новой повестью. Хочется верить, что в этом произведении талантливый писатель Адыгеи не только покажет новый этап жизни своего народа, но и порадует читателя дальнейшим развитием писательского мастерства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.